На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 420 подписчиков

В Госдуме приняли закон о едином цифровом регистре - Цифровая диктатура, Катастрофа русского народа

Несмотря на протесты: В Госдуме приняли закон о едином цифровом регистре
  • Несмотря на протесты: В Госдуме приняли закон о едином цифровом регистре

Фото: Komsomolskaya Pravda/Globallookpress

В Госдуме приняли закон о едином регистре, в который будут вноситься сведения о населении. Закон прошёл третье чтение, несмотря на многочисленные протесты. Так, против регистра выступали больше 200 учёных. Они предупреждали, что данные жителей страны могут стать уязвимыми.
В Госдуме в третьем чтении приняли закон о создании единого регистра сведений о населении. Туда будет заноситься информация о рождении и смерти, паспортные данные, информация о регистрации человека, фамилия, имя и отчество. Информацию будут передавать государственным и муниципальным органам, МФЦ, нотариусам. Её также сможет получить сам человек или его законный представитель. Если понадобится, в данные можно будет вносить изменения.
Напомним, ранее этот законопроект вызвал широкое обсуждение в обществе и критику. Десятки учёных выступили с обращением против единого регистра населения. Своё послание они адресовали в администрацию президента РФ, правительство, Совет Федерации и Госдуму.
Специалисты указывали, что это может оказаться губительным не только для персональных данных конкретного гражданина, но и для суверенитета страны в целом. Что представляет из себя принятый впопыхах проект закона? Речь идёт о сборе сведений обо всём населении из различных баз данных органов власти в один общий регистр. На каждого человека будет сформирован цифровой "файл-досье", в который будет собрано более 30 видов сведений от рождения до смерти, с присвоением персонального пожизненного номера - идентификатора.

Авторы обращения подчёркивали, что концепция законопроекта идёт вразрез с Конституцией и нарушает принципы обработки персональных данных. Кроме того, указывается в обращении, аналогичный законопроект о "цифровом профиле гражданина" был забракован ранее в ФСБ. Специалисты Федеральной службы безопасности отмечали, что "обработка данных в рамках единой инфраструктуры значительно повысит риски утечек информации", да и у законопроекта нет "конкретных целей, для достижения которых предусматривается обработка персональных данных в предлагаемом объёме".

"Цифровая диктатура": Власть в России может стать анонимной
  • Цифровая диктатура: Власть в России может стать анонимной

Государственная Дума продолжает обсуждение проекта закона о Едином федеральном информационном регистре (ЕФИР) – главном хранилище всех данных обо всех гражданах. Если и когда планы правительства воплотятся в жизнь, мы окажемся в другой стране, в которой государство знает о гражданах больше, чем они сами, причём в режиме реального времени.

Автор:
Перла Андрей

Не только коронавирус
Коронавирус не только заразил десятки тысяч наших сограждан и обрушил экономику (по последним данным, сокращение ВВП России в номинальном исчислении при расчёте "от месяца к месяцу" составило в апреле 28%, а при пересчёте на реальные цены не менее 20% – примерно столько же, сколько во всех развитых странах). Проклятая зараза ещё и заполонила информационное пространство, почти полностью лишив нас возможности обсуждать что-то, кроме количества заболевших, погибших и выздоровевших, выплат врачам и плана создания вакцины, времени отмены карантинных ограничений и опасности этого шага. Между тем пандемия отнюдь не отменила всю остальную жизнь. Более того, именно сейчас происходит обсуждение некоторых вопросов, значимых не в краткосрочной, а в долгосрочной перспективе. Стратегических вопросов развития российского общества.
Да, Государственная Дума нужна не только для одобрения сиюминутных предложений президента и решений правительства, направленных на разрешение кризисной ситуации. Парламент нужен России для того, чтобы определять будущее на десятилетия вперед.

Может быть, самый важный из обсуждаемых сегодня путей развития – закон о Едином федеральном информационном регистре (ПФЗ № 759897-7) – обсуждается в Думе уже в третьем чтении. Он предполагает создание единого реестра, содержащего все сведения о гражданах, включая как данные из их государственных документов, так и, например, данные с камер видеонаблюдения с системой распознавания лиц, кредитные истории, сведения о штрафах и т. п.

Интересно, что проект был внесён в Госдуму правительством России ещё 23 июля 2019 года (то есть инициатива принадлежала предыдущему составу правительства во главе с Дмитрием Медведевым) и в первое время обсуждался довольно вяло. Он прошёл первое чтение в сентябре 2019 года, затем довольно долго обсуждался в профильном комитете – а затем вдруг обсуждение резко активизировалось. С середины апреля 2020 года обсуждение законопроекта можно считать одним из ключевых сюжетов в работе нынешнего состава российского парламента.
Чем бы ни было вызвано ускорение работы, несомненно одно: законопроект о ЕФИР вызвал к жизни весьма принципиальные споры.
Кстати, эти споры демонстрируют, что парламент – всё-таки место для дискуссий, в том числе и дискуссий депутатов от правящей партии и российского правительства.
ЕФИР – сладкий, как зефир?
Сторонники закона упирают, в основном, на те удобства, которые ЕФИР создаст для каждого человека в его взаимоотношениях с государством. В самом деле, сейчас каждый из нас во взаимоотношениях с различными госорганами имеет дело с разными базами данных. Помимо прочего, это выражается в количестве документов и справок, которые мы обязаны предоставлять в эти органы по разным надобностям.
В самом деле, у каждого из нас есть свидетельство о рождении с уникальным номером, паспорт – тоже с уникальным номером, свидетельство о браке (необходимое, несмотря на то, что брак зафиксирован в паспорте), ИНН (уникальный номер которого никак не связан с остальными и постоянно теряется, когда нужен), карточка социального страхования (уникальный номер которой, опять же, никак не связан с остальными документами и не припоминается никакими силами), карточка обязательного медицинского страхования (привязанная к базам данных какой-то страховой компании и зафиксированная в базах данных Минздрава конкретного региона). У мужчин – ещё и военный билет, а до него – приписное свидетельство из военкомата.

Спасёт ли ЕФИР от груды бумажек? Фото: АГН "Москва"

Это как минимум, но этого ещё совершенно недостаточно: диплом об образовании, трудовая книжка, водительские права и документы о праве собственности на недвижимость, не дай Бог, удостоверение инвалида... А ещё документы, связанные с нашими счетами в банках, кредитной историей...
Всякий раз, когда нам необходимо получить бумажку в каком-то ведомстве (и даже не обязательно государственном, мало ли, счёт нужно открыть в банке), мы обращаемся туда (ещё спасибо, если без очереди, записавшись заранее через "Госуслуги") с грудой других бумажек, перед тем в ужасе их перебирая и сканируя-копируя.
Представьте себе, как будет хорошо и удобно, когда ЕФИР будет сформирован и заработает, – говорят нам сторонники закона. К 2025 году у каждого из нас будет всего один номер во всего одной, всеобъемлющей базе данных, сведения в которую (родился, учился, женился, взял кредит, устроился на работу, уволился, переехал и т. д.) будут добавляться по ходу жизни. Каждый из нас, обращаясь куда угодно, получит возможность, по сути, просто назвать себя – и дальше ведомство уже будет знать, чем именно нам помочь (ведомства же существуют для того, чтобы нам помогать, не правда ли?).
Никаких больше специальных ящиков для документов в квартире! Одна карточка размером с банковскую, в ней чип, а в чипе – всё, что нужно. Ну, может, только загранпаспорт отдельным документом. Красота! Удобство!
Для человека. А для государства – возможность сокращения расходов, увольнения лишних столоначальников, ускорения решений по множеству важных для граждан вопросов, прежде всего, конечно, связанных с социальной помощью. Ну и со штрафами и налогами, конечно, как без них.
Зефир отравлен?
Противники законопроекта, которых достаточно много, приводят разные доводы. Многие (и действительно очень многие, особенно верующие православные) вспоминают про "число зверя" и уподобляют будущий номер человека в будущем едином регистре печати антихриста. Для многих сторонников ЕФИР и для тех, кто в вопрос не вникает, это становится чем-то вроде красной тряпки – ах, мракобесы, "число зверя" им не нравится! Другие отмечают, что раздражать и напрягать на пустом месте "уникальным номером" достаточно большое количество людей нет необходимости – поскольку уже существуют ИНН, номер паспорта или СНИЛС, каждый из которых можно привязать к записи в ЕФИР.
Но есть и другие аргументы, которые не выходят за рамки "светской логики" и относятся к политике, праву и безопасности. Наиболее полно их представил в своей записке, отправленной председателю Государственной Думы и опубликованной 20 мая, один из самых известных наших IT-специалистов Игорь Ашманов.
В обширном документе он указал на несколько недостатков законопроекта, которые, по его мнению, требуют возвратиться к первому чтению.

ЕФИР будет означать, в сущности, создание в России нового вида власти – цифровой власти. Все сведения о гражданах окажутся в одном месте, во власти людей, которых никто не избирал, назначение которых на должности будет техническим, то есть непрозрачным.

При этом закон о ЕФИР, по мнению Ашманова, вступит в противоречие с целым рядом других федеральных законов, включая главу 2-ю Конституции, гарантирующую неприкосновенность частной жизни и № 152-ФЗ о защите персональных данных.
В случае принятия закона гражданин не получает возможности хоть как-то повлиять на процесс сбора, хранения и использования персональных данных о себе, является по сути объектом, а не субъектом.
Хуже того, хотя по проекту закона гражданин может в любой момент получить информацию из ЕФИР сам о себе, он не может знать, кто ещё (на законных основаниях, безо всяких несанкционированных утечек, без коррупции, а коррупция в таком деле более чем возможна) пользуется информацией о нём.
Как IT-специалист, Ашманов не ограничился правовой критикой законопроекта. Он утверждает, что предлагаемая система может оказаться уязвима, распространение информации о каждом конкретном гражданине может оказаться неконтролируемым.
Критики законопроекта добавляют к этим (вполне обоснованным и заслуживающим внимания) возражениям, что, помимо информации об обычных, рядовых гражданах, существует и информация, представляющая собой государственную тайну и информация, которая должна быть особо охраняемой. К примеру, персональные данные военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов, тем более сотрудников спецслужб, гражданских служащих, имеющих доступ к секретной информации, должны храниться как-то иначе, так сказать, с большим количеством степеней защиты. В существующем законопроекте этот вопрос не рассматривается.
Таблицы поправок
Ашманова и других принципиальных противников закона его сторонники обвиняют в "радикализме". Однако противоЕФИРные аргументы очень серьёзны и не остались без внимания в самой Госдуме – это подтверждают и эксперты-правоведы, работающие по заказу нижней палаты парламента. Так, в одном из заключений указывается, что законопроект в случае его принятия может создать существенные угрозы национальным интересам России и угрозы утечки персональных данных. Кроме того, эксперты полагают, что в настоящее время в России просто нет государственного органа, функционал которого позволял бы в полной мере исполнять новой закон. Иначе говоря, на сегодня создание и поддержание ЕФИР просто некому поручить. Он выходит "межведомственным", ничейным, тем самым одноглазым ребёнком у семи нянек.
Группа депутатов Государственной Думы, принявших активное участие в обсуждении, подготовила к третьему чтению существенные поправки.
Если их принять, часть возражений противников закона станет неактуальной. Так, в поправках предлагается "закрепить соблюдение принципов обработки персональных данных, гарантированных федеральным законом"; закрепить "недопустимость ограничения прав и свобод человека в связи с отсутствием о нём сведений в федеральном регистре"; закрепить принцип неприкосновенности частной жизни; закрепить независимость регистра от иностранных производителей оборудования и программного обеспечения (очень важный пункт, если нас волнует тема государственных секретов). А главное – сделать невозможным внесение дополнительных данных в ЕФИР без согласия гражданина.
Другие поправки минимизируют разнородность данных о человеке в едином регистре, выводят за скобки ЕФИРа воинский учёт, семейное положение, постановку на учёт по безработице. Конечно, это делает ЕФИР несколько менее всеобъемлющим и функциональным (сколько бумажек нужно гражданину? – всё-таки больше одной), но зато ограждают некоторые аспекты жизни человека от внимания некоторых государственных органов, а также от доступа "специальных органов", скажем так, иных государств.
Государственным органам – правительству то есть – от этого лишнее неудобство. Человеку, очевидно, лишняя безопасность. В конце концов, правительству ведь не нужно знать о нас всё. Достаточно знать столько, чтобы собирать налоги, не так ли?

Тем более не нужно знать о нас не просто всё, а вообще всё никем не контролируемой, самоназначенной и неведомо кому отчитывающейся анонимной "цифровой диктатуре".

Издевательство: Народ взбунтовался против «цифровых ошейников»
Каждые два часа – селфи. Не сделал фотографию – заплати штраф – 4 тысячи рублей. «Антисоциальный мониторинг» - так прозвали жители Москвы приложение, которое создано для того, чтобы следить за тем, чтобы люди с признаками коронавируса не выходили из квартиры. Люди и не выходят, а штрафы всё равно прилетают. Потому что приложение сделано криво. Или не криво? Или это задумка такая?

 

Экономист Михаил Хазин в личном телеграм-канале показал сообщение от оперативного штаба, где говорится о лишении его цифрового пропуска. Хазин отметил: "Стоило мне покритиковать Собянина - и..." Что это, совпадение или месть?

Экономист Михаил Хазин в личном телеграм-канале поделился забавным примером своей авторской деятельности. Чуть раньше он критически высказался о работе мэра Москвы Сергея Собянина. А теперь... лишился цифрового пропуска.
"Смешно. Стоило мне покритиковать Собянина - и... мне отменили пропуск на машину, который действовал месяц, - пишет Хазин в личном телеграм-канале и цитирует предупреждение об аннулировании пропуска: - "Ваш цифровой пропуск 1105-MCK5-94MP-C6HX аннулируется, транспортные карты и номер автомобиля будут заблокированы в течение 5 часов, так как указанные вами данные об организации не прошли проверку (был указан некорректный ИНН или отсутствует информация о вас как о сотруднике данной организации)".
В том же сообщении есть и информация о том, как восстановить пропуск.
"Для получения пропуска вам необходимо подтвердить, что вы работаете в указанной организации, путём представления договора, справки с места работы или иного документа. Узнать подробности и представить документы вы можете на сайте i.moscow/#propusk или по номеру телефона 8 (495) 539-36-82. При необходимости вы можете получить пропуск на разовую поездку в иных целях на портале mos.ru".
В завершение авторы автоматического сообщения приносят извинения за доставленные неудобства.
 Владеть золотом могут запретить – звучит, как фантастика, но подобное в истории уже было
В случае утраты контроля над инфляцией после кризиса, вызванного пандемией COVID-19, власти могут запретить частным лицам владеть золотом. Звучит фантастически, но подобное уже было в мировой истории, причем в не таком далеком прошлом, когда люди были обязаны золото сдавать, иначе им грозили штрафы и даже тюремные заключения сроком до 10 лет. И происходило это в стране с самой рыночной экономикой.
"Бери и иди": Сбербанк поможет американцам заработать в России ещё больше
  • Бери и иди: Сбербанк поможет американцам заработать в России ещё больше

Сбербанк и американская платёжная система Visa намерены открыть в России магазины нового типа – без продавцов и касс. Покупатель просто будет брать товары с полки и уходить, а деньги спишутся автоматически после анализа системой слежения. В чём опасность этого проекта?

Автор:
Кучер Егор

Ни для кого уже не секрет, что Сбербанк окончательно превращается из просто крупнейшей кредитной организации страны в огромную цифровую госкорпорацию, которая разворачивает бурную деятельность практически во всех сферах. Сбербанк – это интернет-магазин "Беру" и сервис доставки "СберМаркет", это идея создания "умной колонки", это "Сбербанк-онлайн", который знает всё о ваших тратах и подталкивает к совершению дополнительных операций по карте при помощи бонусной программы "Спасибо".

Сбербанк – это также сервис по поиску и вызову врача на дом DocDoc, это "Яндекс.Деньги" (контрольный пакет куплен у "Яндекса" в 2017 году). Это несколько десятков инвестиционных и лизинговых компаний (например, бывшая "Тройка Диалог"), страховые компании "Сбербанк страхование" и "Сбербанк страхование жизни", а также телекоммуникационная компания "Сбербанк-Телеком". Сбербанк владеет строительными компаниями "Рублёво-Архангельское", "Красная поляна" и "Сбербанкстрой Холдинг", который ранее назывался "Интеко". Есть у Сбербанка даже свой автосборочный завод "Дервэйс".

Новым стартапом Сбербанка теперь должны стать магазины без касс и продавцов, создавать которые по западному образу и подобию учреждение Германа Грефа будет совместно с американской платёжной системой Visa. Принцип такого магазина позаимствован у Amazon. Разумеется, реализовываться эта дерзкая идея будет при помощи продвинутых систем слежения за покупателем.
Бери и иди
О создании новой системы оплаты представители Сбербанка объявили 20 мая. Как ожидается, магазин будет оснащён технологией компьютерного зрения, которая будет следить за количеством и типом товара как на полках, так и в корзинах покупателей. После того как клиент покинет магазин, с его карты Visa будет списана стоимость покупок, на телефон придёт push-уведомление о покупке, а электронный чек – на имейл-адрес.
Как заявляют создатели системы, для её использования необходимо будет скачать приложение Take&Go от Сбербанка, а на входе в магазин просканировать QR-код, отметившись, что ты пришёл и начал делать покупки.
Более того, сейчас новая система уже работает в одном из московских магазинов сети "Азбука Вкуса". Менеджеры супермаркета заявили, что при помощи системы удалось достичь главного – серьёзно сократить количество случаев воровства товаров. Ведь пришедший в магазин покупатель оказывается "под колпаком" "умной" электронной системы слежения, и если человек возьмёт товар с полки, то он так или иначе  за него заплатит.
Разумеется, далеко не все покупатели будут пользоваться новой системой, однако при помощи слежки можно будет легко вычислить вора, покупающего товары "по старинке", пытаясь пронести их мимо кассы.
Создатели системы почему-то указывают на решение проблемы воровства, как едва ли не на основную задачу такой системы, хотя понятно, что она сулит большие выгоды как непосредственно Сбербанку, так и магазинам.
Как указал РБК, внедрение новой системы для торговой точки обойдётся не менее чем в 500 тыс. рублей, ведь в каждом магазине необходимо будет установить серверное оборудование. Устанавливать его будет в магазинах Сбербанк, как он уже это делает со своими онлайн-кассами, получая прибыли затем и на эквайринге.
Сама система "бери и иди", по идее, должна подталкивать людей к совершению большего числа покупок, ведь покупать продукты в супермаркетах станет ещё проще и быстрее. Это должно увеличить поток покупателей, и, как следствие, выручку торговых точек и комиссионные прибыли Сбербанка.
В чём могут быть проблемы?
На самом деле превращение супермаркета в "режимный объект" с тотальной слежкой за покупателем – это часть процесса формирования цифрового профиля гражданина. Сбербанк, если вы его клиент, знает, например, ваши паспортные данные, но пока при бесконтактном платеже он получает информацию лишь об общей сумме покупок в том или ином магазине.
При введении системы слежения Сбербанк сможет анализировать не только общую сумму покупок, но и предпочтения. В дальнейшем эта персональная информация может быть использована для продвижения товаров и услуг. Так, любителю определённой категории товаров могут впоследствии поступать персональные предложения по скидкам, чтобы заработать на таком покупателе ещё больше. Не говоря уже о том, что данные цифрового "покупательского профиля" гражданина затем могут быть как украдены, так и попросту проданы третьим лицам или аналитическим агентствам, изучающим спрос.
Ещё один опасный момент состоит в монополии Сбербанка. Ведь система магазина "бери и иди" делается этим банком, который так или иначе будет подминать под себя эквайринг в торговых точках. Если магазин захочет стать "умным", то он будет договариваться со Сбербанком и платить ему комиссии за операции.

Любителю определённой категории товаров могут впоследствии поступать персональные предложения по скидкам, чтобы заработать на таком покупателе ещё больше. Фото: TIvanova/Shutterstock

Наконец, речь идёт об американской компании Visa. Предполагается, что покупать по принципу "бери и иди" человек сможет, имея карту именно этой платёжной системы, пусть это даже не карта Сбербанка. В связи с этим и возникает главное подозрение в том, что Сбербанк, таким образом, продвигает на российском рынке интересы американской Visa, подталкивая людей к покупке её карт, потому что выгодно это и ему самому.
Ведь речь не идёт о российской Национальной системе платёжных карт (НСПК) с картами "Мир", хотя именно на такие карты в России уже перешли все бюджетники, пенсионеры и люди, получающие социальные выплаты. Сбербанк словно говорит им: покупайте карты Visa, если вы хотите пользоваться "цифровыми" магазинами. Хотя банк № 1 в России, ставший фактически госкорпорацией, по идее, должен был ориентироваться, прежде всего, на национальную платёжную систему, а не на американскую.
В США же такую систему внедряет Amazon, открывший ещё в 2018 году первый магазин Amazon Go. Тогда же появились и первые проблемы, когда система видеонаблюдения неправильно считала товары, включая в виртуальную корзину то, что человек и не думал покупать. Кроме прочего, остаётся открытым и вопрос цифровой безопасности. Если вдруг у человека украли телефон, то этого будет вполне достаточно, чтобы совершать от его имени покупки в магазинах, ведь никакой карты или пин-кодов для этого не нужно.
Проблемное будущее
Как рассказал Царьграду сопредседатель и юрист Союза потребителей России Антон Недзвецкий, у самих магазинов растёт интерес ко всевозможным современным способам покупки и оплаты товаров. В качестве примера он привёл кассы самообслуживания, которые стали уже привычным делом для крупных супермаркетов. К этому их способна подтолкнуть и пандемия коронавируса.
"С учётом сложившихся условий и пандемии коронавируса этот формат может показаться интересным и перспективы у него есть. Нечто подобное уже активно продвигается рядом торговых сетей при помощи касс самообслуживания. Это дальнейший шаг в развитии электронного обслуживания", – уверен он.
Недзвецкий отметил, что на первых порах систему будет реализовывать Сбербанк, но затем в интересах конкуренции к этому могут подключиться другие банки, а также могут быть привязаны карты и других платёжных систем.

Схемы обмана покупателей при цифровом подсчёте стоимости покупок никуда не денутся. Фото: Akimov Igor/Shutterstock

"Более важен формат обслуживания, а способы разовьются так или иначе. Если на такой формат перейдут ретейлеры в массе, то будут проходить все способы оплаты, включая бесконтактные. Это технический вопрос. Сбербанк у нас передовик в цифровых идеях, но пока непонятно, как точно на это отреагирует рынок", – сказал эксперт.
Вместе с тем он обратил внимание и на проблемы для покупателей. По его мнению, схемы обмана покупателей при цифровом подсчёте стоимости покупок никуда не денутся, а даже могут стать более изощрёнными. Причём обман магазина будет доказать сложнее.

Такое есть и до сих пор. Когда человек видит на полке один ценник на товар, а на кассе ему пробивают по совсем другой цене. Если на кассе он поднимает скандал, то перед ним извиняются за ошибки. Это в расчёте на то, что большинство покупателей чеки не проверяют. Сейчас в корзине тоже могут оказаться товары по другой цене, хотя чек потом всё равно будет приходить на смартфон, – сказал он.

Недзвецкий отметил и риски цифровизации покупательских предпочтений граждан. По его мнению, Сбербанк, действительно, получит доступ к чекам и предпочтениям людей, что потом может быть использовано в таргетированной рекламе.
"Человек становится объектом для таргетированной рекламы. Если Сбербанк будет обладать данными о том, что человек покупает, то его цифровой образ покупателя будет храниться и будет обработан. Причём это может касаться и более серьёзных товаров, чем, например, молоко", – считает эксперт.

Таким образом, на российском рынке и правда вскоре может появиться новая система покупки и оплаты товаров в супермаркете. Беда только в том, что в этом Сбербанк копирует технологии Amazon, понимая, насколько выгодно занять эту нишу сейчас. Делается это при помощи американских технологий платёжной системы Visa, для которой данные по чекам жителей России также будут раскрыты. Цифровизация всех сфер жизни продолжается, снова от Сбербанка, но уже по-американски.

Катастрофа русского народа: Где выход? Взгляд Зюганова
Лидер российских коммунистов Геннадий Зюганов опубликовал концептуальную статью на партийном сайте, где не просто изложил и синтезировал существовавшие и существующие проблемы русского народа. По мнению автора, «русский вопрос сегодня является самым острым и злободневным. От его решения зависит судьба России и всех народов, проживающих как в её границах, так и на территории бывшего СССР». Обсудим эту важную тему с председателем ЦК КПРФ Геннадием Зюгановым.

Картина дня

наверх