На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 403 подписчика

Свежие комментарии

  • tsan tsan
    Где находят такие школы и таких учителей ? У меня учатся внуки, но я представить не могу, чтобы, допустим, младший вн...А школа у нас опу...
  • Александр
    Да ведь бесправных малограмотных мигрантов легче обирать. Забили мигрантами сферу услуг, торговлю, школы и поликлиник..."Это проблему не ...
  • татьяна неструева
    врут .врут  . какие  рабочие руки  могут быть  у кишлачного  пастуха .    что он умеет  .как он может работать  на за..."Это проблему не ...

Школьники в СССР и России

.

.

Школьники в СССР и России

как изменилось молодое поколение за 50 лет

Психологи назвали главные черты, отличающие школьников в СССР и в России

КСЕНИЯ КОНЮХОВА

Вот что не изменилось, так это умение перевернуть все вверх ногами, пока учитель не видит. Фото 80-х годов прошлого века. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/ТАССВот что не изменилось, так это умение перевернуть все вверх ногами, пока учитель не видит. Фото 80-х годов прошлого века. Фото: Владимир ВЕЛЕНГУРИН/ТАСС

Любой родитель, глядя на современных школьников, нет-нет да и вспомнит - а вот в мое время, эх... Подобные сравнения обычно получаются не в пользу нынешних детей. Вузы и школьные учителя подливают масла в огонь: мол, раньше дети бы умнее и учились лучше, а это поколение кроме интернета и соцсетей ни на что не пригодно.
Чем на самом деле отличаются нынешние школьники от советских, выяснили эксперты Центра исследований современного детства Института образования Высшей школы экономики.

НА 50 ЛЕТ НАЗАД

Просто опираться на память и впечатления в таких сравнениях недостаточно! Все же знают, что раньше и небо было чище, и трава зеленее. Поэтому психологи решили пойти другим путем и воспроизвели одно из классических советских исследований:
- Ровно 50 лет назад, в 1967 году известный профессор психологии Даниил Эльконин и его коллеги опубликовали исследование о школьниках, - рассказывает Катерина Поливанова, директор Центра исследований современного детства. - В течение двух лет они наблюдали за учениками одного класса (сперва это был 4-ый класс, затем 5-ый), и изучали "чувство взрослости" - то есть их желание быть, казаться и действовать, как взрослые. Мы повторили это исследование, но уже по современным стандартам, и более строго фиксировали все, что видели.

БУНТАРИ ИЛИ ПАИНЬКИ

Как обнаружили исследователи, 50 лет назад школьники 11-12 лет на самом деле гораздо сильнее хотели быть взрослыми, чем современные.
- В 60-х годах пятиклассники хотели, чтобы с ними обращались, как со взрослыми - чтобы учитывали их мнение, относились к ним с уважением, - рассказывает Александра Бочавер, научный сотрудник Центра исследований современного детства. - Современные дети скорее считают себя маленькими или "промежуточными", для них детство - гораздо более привлекательный период, чем взрослость, которую они видят как состоящую из множества обязанностей и отсутствия времени.

Проявляется такое чувство взрослости по-разному:

- Советские подростки показывали более осознанное отношение к учебе. С одной стороны, к учебе относились серьезно. Но с другой стороны, были и бунтари, которые протестовали против этого и обесценивали школу, - перечисляет Катерина Николаевна. - Сейчас же мы отмечаем довольно жесткое влияние родителей и школы, ориентированной на академические достижения. Современным детям обесценивать школу просто не позволяется! Поэтому они делают все задания аккуратно и вовремя.
Впрочем, дело не в том, что нынешние школьники более послушны. Они, так сказать, более ушлые: понимают, что им "дешевле" следовать правилам, чем бастовать и устраивать революции. А для поведения, которое не приветствуется дома и в школе, существует интернет.

ПОСЛУШНЫЕ ИЛИ САМОСТОЯТЕЛЬНЫЕ

Те учителя, кто застал советскую школу, вполне обоснованно плачут по отсутствию дисциплины в современных классах. Как отметили исследователи, именно послушание было одной из отличительных черт детей 60-х годов:
-Для тех учеников гораздо важнее был авторитет, вертикальная иерархическая система: "взрослый - тот, кто рулит, я - тот, кто подчиняется", - отмечает Катерина Поливанова. - Сегодня школьники не воспринимают все сказанное учителем, как истину в последней инстанции. Они к этой ситуации критически относятся.
С другой стороны, у наших бабушек и дедушек было в разы больше обязанностей по дому. В 60-е годы пятикласснику приходилось и уборкой заниматься, и обед себе если уж не приготовить, то как минимум разогреть. Нынешние дети от такого освобождены:
- Современные дети вообще мало бывают дома. Они более загружены учебой и дополнительным образованием, - поясняет Александра Бочавер. - Но если раньше кружки основывались на желаниях ребенка - "Драмкружок, кружок по фото, а еще мне петь охота... " (это стихотворение про выбор - в какой кружок идти), то сейчас за детей выбирают родители, ориентируясь на то, что, как им кажется, поможет выбрать востребованную или престижную профессию.

ОДИНАКОВЫЕ ИЛИ РАЗНЫЕ

В чем еще часто упрекают нынешнюю школу, так это в том, что она подчеркивает социальное расслоение. Мол, раньше, все ходили в одинаковой форме и не выпендривались, а сейчас сплошное соревнование - у кого iPhone круче и кроссовки моднее.
- Социальное расслоение было и тогда, просто очень богатых людей было гораздо меньше, они реже встречались. Основная масса жила действительно на одном уровне, - считает Катерина Поливанова. - Мое мнение, что социальное расслоение транслируется детям сверху, от родителей. И если взрослые говорят: мы бедные или, наоборот: мы богатые, вчера разбогатели, сегодня будем это всем демонстрировать, - конечно, это будет на детях сказываться.
В целом, современные пятиклассники оказались куда более разными по степени взрослости и осознанности, чем их сверстники 50 лет назад. Среди них есть как более взрослые, так и совсем еще дети! Наши же бабушки и дедушки в этом возрасте были ближе друг к другу.

ИЗЧЕЗАЮЩИЕ ВЗРОСЛЫЕ

На вопрос, почему школьники так изменились, исследователи отвечают просто - сама жизнь стала другой.
- Сегодня работать на конвейере, грубо говоря, нужно далеко не всем. А такая работа значит, что нужно прийти вовремя, точно выполнять свои трудовые функции, то есть делать все то, что требуется от взрослого, - подытоживает Катерина Николаевна. - Сейчас же экономический рост происходит за счет другого, за счет творчества. А свежие идеи человек может производить и в 15 лет, и в 30, и в 60. Граница между возрастами размывается. И взрослые - в том смысле, это те люди, которые несут ответственность, пунктуальны, которые делают что от них требуется - это, увы, уходящая натура.
Школьники тогда и сейчас.

Школьники тогда и сейчас.

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

Рис.: Катерина МАРТИНОВИЧ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВОПРОС ДНЯ

А вам какая школа больше нравится - советская или нынешняя?

Сергей МАЛИНКОВИЧ, секретарь ЦК партии «Коммунисты России»:

- Мне нравится советская и не нравится нынешняя. Советская школа выпускала патриотов и тружеников, а сегодняшняя - бездельников и стяжателей.

Дмитрий ГУЩИН, «Учитель года России-2007»:

- В СССР школы занимались по единым программам, давали единый культурный код. Плюсом была апробация нововведений, они не делались в один день. Нынешняя школа больше учитывает индивидуальность ребенка и ориентирована на его выбор.

Андрей КОЛЯДИН, политолог:

- Мне больше всего нравится школа жизни. Она в отличие от советской менее идеологизирована. А в отличие от современной - менее религиозна.

Сергей ИВАШКИН, заместитель директора самарской вальдорфской школы:

- Советские школы были одинаковы за редким исключением. Сейчас школы разные с точки зрения философии образования.

Александр ШЕПЕЛЬ, доктор биологических наук:

- В советской школе было много бесплатных кружков, где можно было заниматься любимым делом. Сейчас все зависит от денег.

Сергей ЯЗЕВ, директор астрообсерватории ИГУ:

- Мне нравится нынешняя школа в той части, где она использует лучший советский опыт. Ведь методика и многие учителя остались еще из советской практики.

Роза МАКУЛОВА, учитель с 40-летним стажем:

- В советское время родители и дети жили для школы. Ответственнее подходили и к педагогам, и к учебе.

Анатолий БАРОНЕНКО, директор школы с 50-летним стажем:

- Двумя руками за советскую школу - она наследовала традиции царской гимназии. Знания давали фундаментальные, а сейчас «практические компетенции». Цельной картины у ученика нет.

Александр ЯКИМОВ, ветеран Великой Отечественной войны:

- Когда я учился, в школе было семь классов. После этого уже можно было в техникум поступать. Но мы успевали и алгебру выучить, и географию, и физику. А правнуки по любому вопросу в интернет лезут.

Несколько комментариев из обсуждения...

28 сентября 2017 16:26Юрий
Ученички сейчас в основном (!) обарзевшие особы у них нет авторитетов. Слабые и никчемные натуры
Красноярский край, Россия

 _____________________________________

27 сентября 2017 11:47Все пройдет
Современные ученики учатся гораздо хуже, знания гораздо беднее. Если не верите - спросите про закон Архимеда у любого 8-11 классника. Или попросите сказать по-английски "Я вчера ходил в кино". Или "Что вращается вокруг Земли? - Солнце или Луна"
Москва, Россия

____________________________

23 сентября 2017 21:35Хелена
Дети во все времена дети: склонность к шалостям, непонимание ценности знаний и т.п. Но мораль, в соответствии с которой существует ребенок, сформирована родителями.Поэтому, если ребенок инфантилен, виноваты МЫ: родители, кричащие на каждом углу о "правах детей" и не думающие о том, что наличие прав подразумевает наличие обязанностей; учителя, заигрывающие с родителями-неадекватами; сама система образования с ее двойными стандартами о свободе действий со стороны школы и в то же время жестким прессингом РОО, ГУНО, Министерства образования в принятии решений.
Уфа, Республика Башкортостан, Россия

________________________________

22 сентября 2017 18:10гость
Основы правовых знаний: задание - Бобров бил Лосеву куском бетона по голове, душил её металлическим проводом, перерезал вены, выполняя распоряжение Мальцева убить быстро. Однако смерть Лосевой не наступила. После этого Бобров произнёс: «Всё, больше не могу» и вызвал скорую помощь. Имел ли место добровольный отказ? Надлежит ли Бобров уголовной ответственности?
Учебник по математике для пятого класса Латотина и Чеботаревского. Вот несколько задач:
Примазище нашел в поле 96 шкледулок. А Примазёнок нашёл 64 шкледулки. Насколько больше шкледулок нашел Примазище, чем Примазёнок?
Задача: Папа, мама и старшие сестры ужинают, а младший бpат Васенька сидит под столом и пилит ножку стола со скоростью 3 см в минуту. Через сколько минут закончится ужин, если толщина ножки стола 9 см? И т.д.
Сейчас Минобр предлагает убрать из программы по литературе русских классиков, дети их не понимают. Конечно, после таких заданий, Толстого и Пушкина воспринимать просто невозможно! И ни дети виноваты, что они не понимают красивый русский язык, и не учителя, а тестовая система.
Екатеринбург, Свердловская область, Россия
____________________________________________
22 сентября 2017 18:08 гость
Осенью 2014 года было впервые проведено национальное исследование качества образования (НИКО) по математике в 5-7 классах. Организатор и руководитель НИКО И.Ященко, сообщил, что в 7-х классах 50% учеников уже выпали из учебного процесса (попросту говоря, математику не воспринимают), а общие результаты семиклассников при решении элементарных задач хуже, чем у школьников 5 класса. Немыслимый феномен, когда в результате обучения уровень знаний падает!
Не стоит оставлять без внимание и современные учебники! Если раньше учебники писались творческим коллективом, в который входили профессора, кандидаты наук, аспиранты, доценты, студенты. Потом написанный учебник апробировался на практике в течение нескольких лет, и только после этого его издавали. То сейчас такого нет, учебники пишут все кому ни лень. Отсюда такое количество ошибок, опечаток и просто чуши несусветной — не существующих предметов и явлений на самом деле. Приведу некоторые примеры, взятые из статьи (Диверсия в области образования приобретает угрожающий размах):
Задание по русскому языку: прочитай диалог и расставь знаки препинания: Сяпала Калуша по напушке и увазила Ляпупу — Оее Ляпа Како ляпупы некузявые и нетютюйные — Нетютюйные — Нетютюйные. (Что дети узнали из этого диалога?)
Екатеринбург, Свердловская область, Россия

________________________________

22 сентября 2017 14:43"как изменилось"
Существенно ... Когда на улице спрашивают ученика 80-х : "Кто написал "Капитал" Карла Маркса ?" Они отвечают с усмешкой: " Карл Маркс, с финансовой поддержкой Фридриха Энгельса." А сегодняшний даже не школьник , а студент отвечает: " Когда мы проходили эту тему я на парах отсутствовал и не знаю ." При СССР давали ЗНАНИЯ , а сейчас главное сдать ЕГЭ - получить "птису" .
Москва, Россия

 ______________________________________

22 сентября 2017 13:44Однозначно
советская школа лучше! Лучше было все - отношение к детям, уровень школьных знаний, отношение к учителям, всевозможные бесплатные кружки, родители и учителя не конфликтовали по всякой ерунде, не было мата в школах, не было никаких охранников. Школьники с уважением относились ко взрослым, в транспорте всегда уступали место (это шло из школьного воспитания), много читали (в библиотеках на некоторые книги была очередь). Советская школа готовила к жизни, давая не только знания, но и культуру.
Москва, Россия
22 сентября 2017 17:43 Евгений, Иркутск

Школа учила и воспитывала, а не "оказывала образовательные услуги".

Иркутск, Россия

________________________________________ 

22 сентября 2017 13:26 Ксана
Не так давно встретилась со своей классной руководительницей. Вот написала, задумалась, классная руководительница - это не классом руководить, в этом больше смысла, руководить так, чтоб за работу далась оценка детьми - КЛАСС!)) За этой оценкой учителям - уважение, ответственность, труд! и любовь к детям. Что учительница поведала, а встретились накануне 1 сентября, что дети во все времена дети, всякие, разные. Если учитель хочет, то найдёт подход к любому без ссылок на родителей. Учитель - либо учитель, либо так себе, обиженный на случайный выбор своей профессии. Это дословно. И ещё скажу, из тех детей, на которых родителям было плевать, моя классная руководительница сделала настоящих людей. Есть ли сейчас такие учителя в школе? преданные своему выбору?
Ульяновск, Россия

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх