На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 401 подписчик

Западный мир идет по пути отказа от системы распознавания лиц. Россия-наоборот, движется к электронному концлагерю

Западный мир идет по пути отказа от системы распознавания лиц. Россия-наоборот, движется к электронному концлагерю


Тенденция по массовому внедрению систем распознавания лиц, набирающая обороты, к примеру, в Китае, вызвала серьезные опасения в западных странах, в которых все активнее звучат голоса за запрет подобных систем. В России ситуация, к сожалению, совершенно иная: количество камер в городах, на объектах транспорта и вообще везде, где только можно и нельзя, все время увеличивается, а ЦБ пытается продавить в Думе обязательность биометрической идентификации, без которой скоро уже будет сложно получить хоть какие-то услуги.

Как показал наш анализ материалов западной прессы, в Европе и в США действует ряд общественно-политических инициатив, которые собирают информацию о текущем положении дел в области автоматического распознавания лиц и добиваются их запрета на законодательном уровне (Американская инициатива «Запретите слежку за лицами» ; британская инициатива «Большой брат следит за тобой» ; немецкая инициатива «Остановите распознавание лиц» и пр.).

Данные инициативы уже приносят свои первые плоды. Как сообщает Би-Би-Си , еврокомиссия рассматривает возможность запрета подобных систем в общественных местах сроком предварительно на пять лет. Возможный запрет не коснется исследовательских проектов и действий, выполняемых в рамках обеспечения безопасности. Ограничения будут касаться как разработчиков соответствующего программного обеспечения, так и их пользователей. Предполагается, что страны-участницы Евросоюза должны будут создать собственные надзорные органы по контролю за выполнением данного решения.

Критики данных автоматических систем, в частности, отмечают, что технология распознает азиатские и африканские лица намного менее точно, чем белые . По результатам проведенного исследования, количество ошибок при идентификации лиц африканского и азиатского происхождения превышает количество таковых при идентификации белых лиц в 10-100 раз. Ряд исследований указывает, что процент верно распознанных лиц с помощью камеры, висящей на потолке в общественном месте, составляет ниже 10 .

О запрете систем автоматического распознавания лиц задумываются и по ту сторону Атлантического океана. В отдельных городах США на уровне муниципалитетов запрет на подобные системы уже введен. Речь идет, в частности, о городах Сан-Франциско и Окленд в Калифорнии и городе Соммервил в Массачусетсе. Позже запреты были введены уже на уровне целых штатов —- так, запрет на использование систем распознавания лиц ввели Орегон, Нью-Гэмпшир и Калифорния .

В Британии о необходимости запрета систем автоматического распознавания лиц разгорелась с новой силой после ряда недавних скандалов. К примеру, осенью прошлого года стало известно о том, что городская полиция Лондона передавала изображения из своих баз данных руководителям частной компании Кингс Кросс Истейт. Данная компания осуществляла управление одним из городских общественных пространств, включавшим в себя магазины, офисы и места развлечений .

Гардиан сообщает, что окончательный документ будет принят уже в феврале этого года. Остается вопросом, как именно он повлияет на Британию, но во всяком случае до конца 2020 года страна должна подчиняться решениям, принимаемым в Брюсселе.

Впрочем, Европа не единодушна в своем стремлении отказаться от распознавания лиц. Так, в Германии после успешного испытания в Берлине система распознавания лиц планируется к внедрению на территории 134 вокзалов и 14 аэропортов, а Франция предполагает стать первой страной Евросоюза, где граждане путем сканирования своего лица смогут получать доступ к защищенным правительственным сайтам. Ряд немецких обозревателей полагает, что Еврокомиссия может «перечеркнуть планы» немецкого правительства по расширению использования систем распознавания лиц, если соответствующий запрет на уровне Евросоюза действительно будет принят .

В России ситуация, к сожалению, хуже: власти многих крупных городов, особенно Москвы и Санкт-Петербурга, уже наводнили городское пространство, не говоря уж о вокзалах и метро, десятками тысяч китайских камер с высоким разрешением, позволяющих следить за законопослушной частью населения (преступники и террористы могут скрывать свою внешность).

Параллельно с развитием тотальной слежки за городским населением финансовая «элита»тихой сапой лоббирует обязательное внедрение биометрической идентификации (пока это дело добровольное): ЦБ уже внес в Думу законопроект, обязывающий все банки собирать биометрию россиян во всех своих отделениях с 2021 года под угрозой лишения лицензии.

Дело в том, что многие клиенты отказываются от вхождения в «электронный концлагерь», а банки не желают делиться с ЦБ клиентской базой. Поэтому, например, биометрическая база клиентов у Сбербанка намного больше, чем «государственная» ЕБС (единая биометрическая система). Эта борьба отражается и на поведении лоббистов банковского сектора. Например, председатель комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков на днях заявил, что принятие ЦБ-шного законопрокта приостановлено. «Законопроект по биометрии лежит в Госдуме. Мы приостановили его принятие, хотя Банк России настаивал на скорейшем принятии, в связи с тем, что аккуратно стараемся относиться к принятию цифровых законов. Известно, что и финансирование цифрового направления в национальных проектах идет медленнее, чем в других направлениях, и многие законопроекты медленнее принимаются. Это связанно с тем, что тема непростая, прежде всего связана с защитой прав граждан, защитой персональных данных, и с защитой бизнеса тоже. Сбор биометрических данных пока не носит массового характера, данная форма работы для граждан является новой и не очень востребованной. Также сбор он может быть дорогостоящим для кредитных организаций, поэтому сначала надо проконсультироваться с рынком, а затем продвигать идею в правовом пространстве. Банки с базовой лицензией нужно вообще освободить от сбора биометрических данных. Что касается универсальных системообразующих банков, то их тоже не нужно обременять затратами, если это не приведет к благу для граждан, которые будут пользоваться данной услугой», — приводит ТАСС слова Аксакова.

О ненадежной защите баз биометрических данных вещают многие эксперты — вот характерное мнение от гендиректора компании Intems Алексея Титова: «Сбор биометрии банками подразумевает наличие единого центра хранения биометрических образцов, а такой центр уязвим. Было достаточно много утечек информации, в том числе биометрической, и это большая проблема — в отличие от пароля, биометрию не сменишь. По каким-то причинам банки выбирают не распределенное, а центральное хранение. Люди чувствуют, что это может быть сделано не совсем для того, что было удобно и повысилась безопасность, а в каких-то других целях, например, чтобы предоставить кому-то единый доступ к базе данных», — цитирует Титова «Коммерсантъ».

Народ в массе своей это понимает и не покупается на басни цифролоббистов о «комфорте и безопасности». ЦБ, исправно выслуживаясь перед Всемирным Банком, выпрыгивает из штанов для выполнения заданных ему показателей. Отсюда «потрясающая» логика цифровизаторов, характерная для пациентов психдиспансеров: если граждане не хотят отдавать свои лица и голоса в единую базу, значит, надо срочно распространить биоидентификацию на все сферы общественной жизни (о том, как это делается и будет делаться на почте, в МФЦ, на транспорте, «Катюша» подробно рассказывала ).

Впрочем, после назначения премьером адепта цифровизации и тотального контроля Мишустина рассчитывать на то, что государство перестанет выкидывать сотни милиардов на построение системы тотальной слежки и «электронного концлагеря», увы, не приходится. Тот же Аксаков, комментируя свое недавнее заявление о биометрии «Ведомостям», уточнил, что депутаты намерены принять данный законопроект уже в феврале, после внесения в него ряда послабляющих поправок. Скорее всего, мелким и средним игрокам банковского рынка дадут время на переподготовку либо оставят право выбора в вопросе сбора биометрии. То есть речь идет исключительно об «отлаживании системы», а вовсе не об отказе цифролоббистов от своих планов по тотальному учету и контролю. К сожалению, в России нет гражданского общества, которое было бы озабочено тотальным контролем и слежкой, как в тех же США и странах Европы — а значит, цифровизаторам никто и ничего не мешает строить свой концлагерь и загонять в него послушное население.

Правительство переходного периода: баланс в пользу цифровиков


Главная интрига последних дней — состав нового правительства России — разрешилась. Что означало неназначение премьером теневого ставленника «китайской партии» московского мэра Сергея Собянина и назначение на этот пост технократа и цифровика Михаила Мишустина: дальнейший слив страны западным «партнерам» или начало восстановления экономического и политического суверенитета России путем прекращения колониальных выплат «партнерам», изменения порядка распределения природной ренты и переформатирования политической элиты? Что стоит за конституционной реформой помимо очевидного PR-эффекта: консервация существующего политического класса, пусть и в слегка модифицированном виде (недопущение до публичных позиций явных агентов влияния, имеющих иностранное гражданство) или реальное изменение вектора развития? Белоусов (от условных патриотов) или Силуанов (от Кудрина со товарищи), или оба сразу? Интересующаяся политикой часть общества замерла в ожидании ответов на эти вопросы.

Окончательный состав нового правительства озвучили только, что с опозданием на несколько часов (изначально предполагалось, что в 18:00 новое правительство начнет первое заседание, но консультации затянулись), однако СМИ и политические ТГ-каналы уже несколько дней подогревают интригу, вбрасывая все новые и но-вые кандидатуры.

Накануне для разогрева интереса в СМИ вбросили новость об отставке генпрокурора Юрия Чайки, погрязшего вместе со своими сыновьями во многих скандалах (на его место утвержден бывший зампред Следственного комитета Игорь Краснов). Сегодня выяснилось, что Чайка отнюдь не вылетел из властной обоймы, а просто перелетел в кресло полпреда Президента по Северо-Кавказскому федеральному округу.
Далее СМИ активно поддерживали интригу вокруг министра обороны Сергея Шойгу и министра иностранных дел Сергея Лаврова (эти министры были единственным исключением из всего правительства Медведева, которые пользовались какой-никакой популярностью в обществе, в отличии от остального состава медведевского кабинета). Сегодня стало известно, что Сергей Шойгу сохранил свою должность при том, что курировать его будет, как и ранее, вице-премьер Юрий Борисов, а вот с Лавровым остается интрига: вроде бы он сохранил пост, несмотря на то, что сам давно просился в отставку и разные комментаторы прочили на его место не то бывшего посла России в Лондоне Александра Яковенко, не то туркофила и отца французской гражданки Лизы Песковой Дмитрия Пескова (нынешний пресс-секретарь Путина).

Ключевая интрига была вокруг поста ответственного за экономический курс. Разные комментаторы прочили на должность экономического вице-премьера нынешнего помощника Президента Андрея Белоусова (который прославился своим предложением раскулачить олигархов на полтриллиона) или, напротив, послушного проводника рекомендаций МВФ, соавтора новой приватизации Антона Силуанова.

Интрига эта разрешилась, к счастью для России, в пользу Белоусова — он стал единственным первым вице-премьером, т.е., по факту, лицом, замещающим премьера (при Медведеве такими полномочиями обладал Силуанов). Впрочем, Силуанов тоже сохранил должность в правительстве, но исключительно как министр финансов, правда, ему добавили полномочий, передав в его ведение Росимущество. А вот для одиозных Максима Орешкина и Николая Носкова в новом правительстве места не нашлось (вместо Орешкина назначен экс-глава Пермского края Максим Решетников).

Еще одна важнейшая интрига развернулась вокруг позиции министра просвещения, которую ранее занимала Ольга Васильева, начавшая свою деятельность на посту министра «за здравие» (она сдерживала оцифровку хотя бы немного, говорила о главной роли учителя, воспитании, добилась принятия новых ФГОСов, которые содержат четкие формулировки по поводу стандартов знаний, вводила единый образовательный стандарт, сократила линейку главных учебников до 2-3, сделала обязательными ряд хороших по литературе и т.д.), а кончившая «за упокой» российской школы. По предварительным данным на вечер, теперь на место Васильевой назначен адепт МЭШ и РЭШ Юрий Кравцов, ранее возглавлявший Рособрнадзор, а за высшее образование и науку будет теперь отвечать бывший ректор Тюменского госуниверситета Валерий Фальков. Надо сказать, что это, возможно, неплохой вы-бор: до сих пор фаворитами считались открытые цифровики-модернизаторы — представительница «Сириуса» Елена Шмелева и бывшая замглавы АСИ Марина Ракова.

Хотя источники политических ТГ-каналов утверждали, что одной из целей путинской спецоперации по смене правительства была зачистка кабинета от условных людей Медведева (самого экс-премьера назначили на почетную, но абсолют-но техническую должность в Совет безопасности, которую для него тут же ввели специальным указом Президента, чтобы не плодить новых Касьяновых), это оказалось не так. Так, «медведевский» глава аппарата правительства Константин Чуйченко пересел в кресло министра юстиции, а экс-глава Минюста Коновалов перешел в резерв верховного командования и, по слухам, ожидает какой-то важной должности.

Также ошиблись аналитики, считавшие Мишустина уж совсем технической фигурой: бывшему главе ФНС удалось назначить в правительство сразу трех своих сослуживцев, в том числе двоих — на должности вице-премьеров. Кстати, число этих самых вице было сокращено с 10 до 9, и лишь немногие из старого состава сохранили посты. Например, один из кремлевских долгожителей Дмитрий Козак потерял должность и перешел в Администрацию Президента; символ поражений России на спортивной арене Виталий Мутко покинул правительство и готовится перебраться в корпорацию «Дом.рф»; экс-вице-премьер по сельскому хозяйству Алексей Гордеев просто лишился поста, уступив дорогу сына главу Совбеза Патрушеву, а бывший главный цифровик Максим Акимов может вернуться в Калугу.

Также зачистке подвергся весь набивший оскомину у граждан «социальный блок» кроме Татьяны Голиковой, сохранившей должность вице-премьера. Лишились портфелей министры труда Максим Топилин (вместо него назначен Антон Котяков), здравоохранения Вероника Скворцова (ее отправили руководить Росздравнадзором, а руководить министерством будет Михаил Мурашко) и спорта Павел Колобков (вместо него назначен Олег Матицын). Также потерял должность экс-министр культуры Владимир Мединский –вместо него культурой будет руководить экс глава департамента кинематографии Мин-культа Ольга Любимова (дочь того самого Любимова). Судя по всему, это своего рода компромисс: с одной стороны, Любимова представитель команды Мединского, с другой –сотрудничала и с патриотами, и с Фондом развития современного искусства. Для справки: ранее в числе претендентов назывался сын гендиректора ВГТРК директор Мэйл. Ру групп и ВКонтакте Борис Добродеев—чье возможное назначение было бы ка-тастрофой, учитывая прежние заслуги этого господина.

На должность главы Минкомсвязи назначен представитель Росте-лекома Максут Шадаев. Ранее ТГ-канал «Незыгарь» называл среди кандидатов на это место председателя профильного комитета думы Леонида Левина, чей комитет в думе запомнился послушным лоббированием цифровых законопроектов.

Силовики и выходцы из силовых кланов практически не поменялись — даже главе МВД Владимиру Колокольцеву удалось сохранить пост вопреки настойчивым слухам.

В целом, как замечает тот же «Незыгарь», такой состав правительства может считаться достаточно компромиссным и отражающим интересы основных групп влияния (Ковальчуки/Кириенко, Ротенберги/Собянин, Сечин/Громов и — в меньшей степени — Чемезов). Как это отразится на жизни россиян, покажут первые шаги нового правительства. Пока оснований для опасений больше, чем для радости. Но уже тот факт, что прозападную «башню» не оставили в одиночестве и Мишустина уравновесили экономистом Белоусовым, внушает сдержанный оптимизм.



РИА Катюша

Картина дня

наверх