На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 429 подписчиков

Свежие комментарии

  • Сидор Сидоров
    Кто-то в верхних эшелонах власти активно этому способствует прикрываясь правильными бумажками и творя всё больше и бо...Мигранты вернувши...
  • Валерий Николаевич
    Понять хотелки Евг. Яновича можно, большинству избирателей (87%) этого хочется, но...Это вряд ли"Путин нянчиться ...

ни школ, ни образования, знания – опустить! Новые санитарные требования к обучению детей

Постковидное образование по Клаусу Швабу

 ни школ, ни образования, знания – опустить!




Прошедший в конце января в виртуальном Давосе Всемирный экономический форум продолжает «радовать» своими документами. Вот и до образования добрались. На сайте ВЭФ в разделе повестка-2021 появилась статья What will education look like in 20 years?

Here are 4 scenarios / «Каким окажется образование через 20 лет? Есть 4 сценария». Это даже не мина замедленного действия, а настоящее оружие массового поражения, уничтожающее образование в интересах глобальных элит и ставящее на его место “умения” служебных людей. Недаром кумир неоконов Лев Давидович Троцкий в начале прошлого века определил судьбу Российской Империи одной фразой: «Ни мира, ни войны, армию распустить!». Теперь она прозвучала по-новому - ни школ, ни образования, знания опустить, и это горькая реальность из которой надо искать выход.



Прогнозы по образовательной части в повестку Давоса-2021 внесла организация OECD - Organisation for Economic Co-operation and Development. Эта Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - международная структура, главной целью которой является поиск пути для улучшения жизни на Земле. Он должен способствовать процветанию, равенству возможностей и благополучию всего человечества. Причем этот паук, плетущий для людей сеть счастья, действует уже 60 лет и только в XXI веке появился на свету с приходом глобалистов к власти на Западе. Его деятельность в последнее время напоминает действия инопланетного искусственного интеллекта в культовом советском фильме «Москва-Кассиопея». Там он “осчастливил” целую планету, лишив людей эмоций и тем самым уничтожив цивилизацию. Теперь в ОЭСР хотят “осчастливить” нашу Землю. Не трудно сообразить, что результат будет аналогичным.

Как говорят военные, начнем с вводной, а она апокалипсическая: изменение образовательной системы будет происходить «в мире, где ожидаются частые потрясения, такие как пандемии и экстремальные погодные явления, вызванные изменением климата, социальные волнения и политическая поляризация». Если принять на веру этот прогноз будущего, то сделанный вывод логичен - «мы не можем позволить себе снова оказаться застигнутыми врасплох». Но ведь неправильна именно исходная посылка, поэтому вся следующая логика, основанная на ложном базовом положении ущербна. Осталось понять насколько.

На рисунке приведена схема основных сценариев развития школьного образования на ближайшие 20 лет по версии ОЭСР.

осэр


Во всех четырех “видах будущего” присутствует необходимый и достаточный для глобалистов элемент. Это «инновации в области цифровизации», вырождающиеся в искусственный интеллект. Его авторы прогноза ставят на место драйвера всех изменений. По мнению ОЭСР, именно технологии искусственного интеллекта полную персонализацию контента и педагогики под обучающегося с помощью съема его биометрических данных: реакции тела, мимики или нейронных мозговых сигналов. Фактически получается, что каждый ребенок будет жить в симбиозе с детектором лжи. Начало в РФ уже положено – школы крупных городов практически полностью оборудованы видеокамерами с функцией распознавания лиц.

Сценарий 1. РАСШИРЕНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В нём утверждается, что вовлечение в «формальное образование» будет нарастать. И тут главное слово - “формальное”, оно же “никакое”. Это будет история “еspecially for you”, специальное начально-элементарное образования для “служебного человека”. При этом то, что привнесет «международное сотрудничество и технологические достижения будут направлены в большой степени на поддержку индивидуального обучения». Оно станет “очень платным”, формируя ценз имущественной отсечки, и предназначенным только для хозяев будущего мира.

Сценарий 2. ОБУЧЕНИЕ ЧЕРЕЗ АУТСОРСИНГ

«Традиционное школьное обучение будет ликвидировано по мере того, как общество напрямую займется образованием своих граждан». Тезис более чем спорный. Но общество в виде государственной власти может заняться образованием своих граждан через внедрение “дистанта” с помощью цифровых технологий, как это было сделано в России «под пандемию». Тогда логична и диверсификация – разная мощность компьютеров у бедных и богатых, разное качество ПО, разные возможности по доступу к платным базам знаний … – это и есть «гибкая организационная структура». Почему платным? Тут же сказано: «будет приватизировано».

Сценарий 3. ШКОЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПОЙДЕТ ЧЕРЕЗ ХАБЫ

То, к чему приводят «диверсификация и эксперименты» в школах, мы знаем не только по потерянному поколению 90-х, когда Россия утратила историческую линию, но и по нынешней украинской реальности. Если они «станут нормой» произойдет “зачистка” мозгового пространства поколения 10-х для новых ценностей глобалистов-неоконов, которые помнят, как в 60-е годы прошлого века они придумали «свободную любовь». «Отказ от обособленности школ» априори подразумевает исчезновение роли учителя как воспитателя, его заменяют «хабы с обществом», а это специальные социальные сети, опять же платные и бесплатные. Именно они «предопределяют наиболее приемлемые формы обучения, гражданские обязательства и социальные инновации». Кстати, в этом контексте «гражданские обязательства» - это и есть пресловутый социальный рейтинг, уже опробованный под пандемию COVID-19 в Поднебесной в качестве «социальной инновации».

Сценарий 4. ОБУЧЕНИЕ ПОХОДУ ДЕЛА

Тезис «образование можно будет получать в любом месте и в любое время» подразумевает полное отмирание школ. Именно поэтому «различия между формальным и неформальным образованием больше не будут иметь значения». Действительно, в силу того, что общество полностью перестроится и откажется от образовательных институтов, отдавшись «власти машин» / power of the machin, различия в типах образования действительно исчезнут за неимением оного. С другой стороны, главным станут навыки, которые начнут, как в индийских кастах, передаваться по наследству. Именно трансфер этих навыков «походу дела» пропагандируется движением WorldSkills Russia, которые наши адепты глобалистов выдают за основу среднего образования. Но это тема отдельного дискурса. Главное то, что искусственный интеллект будет определять, какой из наборов умений стоит передавать каждому новому поколению конкретной касты «служебных людей». Это обеспечит полное отсутствие социальных лифтов, которые уже сейчас как на Западе, так и у нас играют исключительно пропагандистскую роль.

На самом деле ОЭСР привела не разные сценарии, а собственное понимание будущего через предопределенные ему глобалистами базовые тренды. Теперь главная задача нашей страны не тупо следовать им, а вернуться на собственный путь равного всеобщего бесплатного образования. В этом сущность России как социального государства глубоких традиций. Пора остановиться и подумать, насколько далеко мы в России зашли по предначертанному нам глобалистами пути, ведь каждый россиянин легко увидит в приведенных трендах элементы российской действительности, исподволь внедряемые под страхом пандемии и общего наплевательства в жизнь страны. Россиянам надо вернуться на путь созидания, ибо человек – творец своей судьбы.

Дмитрий Ефимов, директор НЭМИ по безопасности и стратегическому развитию специально для РИА «Катюша»

Новые санитарные требования к обучению детей

 нулевая защита здоровья и зеленый свет для цифровых экспериментов


Накануне Роспотребнадзор напомнил нам о запрете мобильных телефонов для обучения в образовательных организациях. Это всего лишь один из пунктов новых санитарно-эпидемиологических требований к школам, которые были буквально на коленке разработаны и утверждены гигиенистами в конце прошлого года. Такие метаморфозы произошли вследствие отмены «цифровым спецназом» премьер-министра Мишустина нескольких сотен приказов главсанврачей и действующих СанПиНов, направленных на защиту здоровья граждан. Мало кто из народа имеет представление о новых стандартах, по которым предстоит учиться нашим детям до 2027 года. При этом чиновники Минпросвета в отписках родителям ссылаются именно на них, заявляя, что с безопасностью и здоровьем в школах и других учреждениях для несовершеннолетних у нас полный порядок. Предлагаем серьезно разобраться в обоснованности подобных заявлений, а также напомним читателям экспертное мнение профильного специалиста по новым СП.



Рассматривая Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4. 3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (документ зарегистрирован в Минюсте 18.12.2020 № 61573, опубликован на официальном портале 21.12.2020 г. ), сразу бросается в глаза, что объем «полезного текста» в новом документе составляет менее 50 страниц. Заметим, что этот текст призван описать гигиенические стандарты для всех возможных структур: школьных, дошкольных учреждений, детских санаториев и палаточных лагерей, детдомов, интернатов и т.д. Причем «дети», как следует из других официальных документов – это граждане в возрасте 0-18 лет, а молодежь – 18-30 лет (в некоторых регионах, согласно их правилам, – до 35 лет). То есть в одних санправилах решили с целью предельной компактности разместить требования и к обучению и содержанию малышей, и к летнему отдыху 30-35-летних взрослых, что неизбежно порождает путаницу.

Далее приводим важные пункты из новых санитарных правил с комментариями редакции:

«2.3.2. Допускается предусматривать трансформируемые пространства для многофункционального назначения (трансформируемые) (актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории) в соответствии с задачами образовательного процесса, при условии их оборудования согласно Правилам…»

В новый СанПиН включено понятие «трансформируемые пространства многофункционального назначения», которые можно использовать «в соответствии с задачами образовательного процесса в Организации». В эти пространства входят актовый зал, обеденный зал, рекреации, библиотека, спортивный зал, учебные классы, аудитории – то есть любое помещение разрешается использовать под любые нужды, и изменять его назначение по решению руководства школы. Вряд ли при этом будет возможным соблюдать соответствующие гигиенические нормы – простая логика подсказывает, что рекреация не может быть учебной аудиторией, а спортивный или актовый зал – столовой. Впрочем, это сущие мелочи по сравнению с другими тезисами СП.

«2.4.5. Интерактивные доски, сенсорные экраны, информационные панели и иные средства отображения информации, а также компьютеры, ноутбуки, планшеты, моноблоки, иные электронные средства обучения (далее - ЭСО) используются в соответствии с инструкцией по эксплуатации и (или) техническим паспортом. ЭСО должны иметь документы об оценке (подтверждении) соответствия.
Использование ЭСО должно осуществляться при условии их соответствия Единым санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям к продукции (товарам), подлежащей санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю)».


Здесь имеет смысл обратиться к комментарию эксперта в области неионизирующих излучений, доктора биологических наук, члена международной комиссии ВОЗ Олега Григорьева, который он дал «Катюше» в начале февраля 2020 г. в контексте обсуждения МЭШ/РЭШ.

«Оборудование МЭШ – импортное (см. его описание на официальных ресурсах проекта), поэтому оно должно проходить сертификацию на соответствие Единым санитарным требованиям Евразийской экономической комиссии. Компьютерное оборудование отнесено к разделу 7, в котором оно классифицировано как производственное, соответственно – не предназначенное для использования в школах. Тут не может быть двойного толкования. Вопрос разбирался на комиссии по программе многоцентровых исследований, в прошлом году в научно-практическом рецензируемом журнале выходила большая статья на эту тему («Вопросы школьной и детской медицины и здоровья», 2-2019, стр. 4 «О программе многоцентровых исследований по обеспечению безопасных для здоровья детей цифровых образовательных технологий»). То же самое касается точек Wi-Fi – в соответствии с нормативными документами их даже формально нельзя использовать в учебных организациях».

Очень интересно – компьютерное оборудование для электронной школы по той же классификации ЕАЭК, на которую ссылается Роспотребнадзор, относится к промышленной категории. То есть оно по определению не может быть безопасно для детей, хотя данные СП предлагают узаконить его использование в учреждениях для несовершеннолетних.

«2.9.2. Медицинская деятельность в хозяйствующих субъектах осуществляется самостоятельно (при наличии санитарно-эпидемиологического заключения) или медицинской организацией».

Иными словами, теперь осуществлять медицинскую деятельность в школе можно только по заключению Роспотребнадзора, и не нужно получать лицензию, как это происходит в настоящее время. Тем самым школы подталкивают к заключению договоров со сторонними медцентрами вместо того чтобы держать собственный медпункт (со своей медсестрой у школьников и педагогов обычно складывается нормальный контакт, с ней обычно получается договориться, тогда как получить справку от постороннего специалиста, работающего в независимой организации, может быть гораздо сложнее).

«2.9.3. Лица с признаками инфекционных заболеваний в объекты не допускаются. При выявлении лиц с признаками инфекционных заболеваний во время их нахождения на объекте хозяйствующим субъектом должны быть приняты меры по ограничению или исключению их контакта с иными лицами посредством размещения в помещения для оказания медицинской помощи или иные помещения, кроме вспомогательных, до приезда законных представителей (родителей или опекунов), до перевода в медицинскую организацию или до приезда скорой помощи».

Это нововведение можно условно назвать «наследием ковида», ничего подобного раньше и близко не было в СанПиНах для школ/детсадов. Если добавить к этому «антиковидные» требования Роспотребнадзора по изоляции всех выявленных «больных» с температурой выше 37,1 и по содержанию таких детей отдельно от родителей, картина становится более полной. Если ребенок вдруг зачихал, закашлял, либо у него зафиксировали немного повышенную температуру, есть основания изолировать его от внешнего мира. А потом приедет скорая или неотложка – и весьма вероятно, что ребенка доставят в инфекционку. Да еще и родителей могут к нему не пустить, как это происходит сегодня с отобранными опекой по «безнадзорности». Формулировка «с признаками инфекционных заболеваний» настолько расплывчатая, что открывает ворота любому административному беспределу, в том числе и для органов опеки. А если таких детей в одной школе сразу несколько, и не факт, что причина их недомогания – одна и та же? Каждого закроют в отдельный кабинет? Пока мы еще, слава Богу, не дошли до превращения школы в резервацию или изолятор, но с такими указаниями до этого недалеко.

«Организация профилактических осмотров воспитанников и обучающихся и проведение профилактических прививок…»

Тоже очень примечательный пункт, которого не было в старых СП. Причем выше отдельно прописано положение о медосмотрах с целью выявления инфекционных заболеваний в случаях, установленных законом (аналогичный пункт присутствовал в старой версии): «осмотры детей с целью выявления инфекционных заболеваний (в том числе на педикулез) при поступлении в Организацию, а также в случаях, установленных законодательством в сфере охраны здоровья».

Что касается прививок, то в старой версии речь шла об их обязательном наличии у работников школы, а также об организации в школе прививочного (процедурного) кабинета. Здесь же проведение прививок обучающимся выделено в отдельный пункт, равно как организация неких загадочных «профилактических осмотров» без уточнений, в целях профилактики чего именно они будут проводиться. Таким образом открывается ящик Пандоры для экспериментальных медисследований с участием детей, которые, по сообщениям родителей, уже имели место в ряде школ – как раз под лозунгами «профилактики» и «диагностики» заболеваний.

«При использовании ЭСО с демонстрацией обучающих фильмов, программ или иной информации, предусматривающих ее фиксацию в тетрадях воспитанниками и обучающимися, продолжительность непрерывного использования экрана не должна превышать для детей 5-7 лет - 5-7 минут, для учащихся 1-4-х классов -10 минут, для 5-9-х классов -15 минут».

Вот мы и перешли плавно к пунктам, регламентирующим «электронное обучение». Сразу же возникает логичный вопрос: продолжительность непрерывного использования экрана ЧЕГО (какого именно устройства?)? Тут даже не уточняется, идет ли речь о планшете, ЖК-мониторе или интерактивной доске. И что такое лимит на непрерывное использование? Он означает лишь, что по истечению указанного времени необходимо сделать паузу на несколько минут – и можно смело возвращаться к ЭСО. И так на протяжении всего урока/учебного дня – суммарных ограничений не установлено.

При этом в старом стандарте в аналогичном разделе можно было найти лимиты, худо-бедно регламентирующие использование ЖК-мониторов и интерактивных досок в школе. Хотя для ЖК-мониторов была прописана только предельная допустимость непрерывного использования на уроке, а для интерактивной доски – еще и суммарная в течение одного урока. Но, быть может, далее в новых СП Роспотребнадзор на основании проведенных исследований подробно расписал допустимое время (в течение урока, учебного дня, недели) использования планшетов, ноутбуков, ЖК-мониторов стационарных компьютеров, интерактивных досок? Смотрим единственный в документе «регламентирующий» пункт по интересующей нас теме:

«Общая продолжительность использования ЭСО на уроке не должна превышать для интерактивной доски - для детей до 10 лет - 20 минут, старше 10 лет - 30 минут; компьютера - для детей 1-2 классов - 20 минут, 3-4 классов - 25 минут, 5-9 классов - 30 минут, 10-11 классов - 35 минут».

Выводы из этого правила можно сделать только самые печальные. Общая продолжительность использования ЭСО на уроке позволяет уже с первого класса превращать каждое занятие в сплошную «электронную школу»: первоклашкам допускается проводить 20 минут перед интерактивной доской и еще 20 минут перед компьютером. И так 5-6 уроков подряд – никаких лимитов по использованию ЭСО в течение дня или недели не установлено (!).

И вот это предлагается считать инновационными санитарно-гигиеническими правилами, отвечающими на все современные вызовы? Ради чего тогда требовалось обновлять имеющиеся стандарты? Ответ напрашивается только один – ради смягчения и размытия критериев регулирования в такой чувствительной сфере, как здоровье подрастающего поколения.

Приведенные выше требования касаются «организации образовательного процесса и режима дня» в образовательном учреждении. Тогда как в прошлогодней предварительной версии новых СП имелись отдельные разделы «Требования к цифровому обучению» и «Требования к онлайн-обучению в домашних условиях». Они предполагали нормативную легализацию дистанта и одновременно вводили некоторые ограничения на использование электронных образовательных технологий. Основой этих разделов стали нормативы, разработанные НИИ гигиены и здоровья детей при Минздраве под руководством упоминавщегося выше член-корреспондента РАН Владислава Кучмы. С одной стороны, они ограничивают время сидения ребенка/подростка за компьютером/планшетом/смартфоном/ЖК-экраном, но с другой – становятся основной для организации «учебного процесса» под эгидой школы удаленно, на дому, создавая возможность для поэтапного внедрения дистанта.

Составители новых СП «внезапно» убрали из окончательного варианта присутствовавший ранее пункт о недопустимости использования системы беспроводной передачи данных в учебных помещениях, на этажах, в отдельно стоящих зданиях для обучающихся начальных классов (для более старших классов была формулировка – «не рекомендуется»). Часть других рекомендаций от НИИ гигиены и здоровья детей вошли в раздел «Требования к реализации образовательных программ с применением ДОТ и ЭО»:

«3.5.1. Использование ЭСО должно осуществляться при наличии документов об оценке (подтверждении) соответствия. Использование мониторов на основе электронно-лучевых трубок в образовательных организациях не допускается.
3.5.2. Одновременное использование детьми на занятиях более двух различных ЭСО (интерактивная доска и персональный компьютер, интерактивная доска и планшет) не допускается.
3.5.3. Для образовательных целей мобильные средства связи не используются.
Размещение базовых станций подвижной сотовой связи на собственной территории образовательных организаций не допускается.
3.5.4. Использование ноутбуков обучающимися начальных классов возможно при наличии дополнительной клавиатуры.
3.5.5. Оконные проемы в помещениях, где используются ЭСО, должны быть оборудованы светорегулируемыми устройствами.
3.5.7. Организация рабочих мест пользователей персональных ЭСО должна обеспечивать зрительную дистанцию до экрана не менее 50 см. Использование планшетов предполагает их размещения на столе под углом наклона 30°.
3.5.8. Шрифтовое оформление электронных учебных изданий должно соответствовать гигиеническим нормативам.
3.5.9. Непрерывная и суммарная продолжительность использования различных типов ЭСО на занятиях должна соответствовать гигиеническим нормативам».


Интересно, где же именно указаны эти самые нормативы «непрерывной и суммарной продолжительности использования различных типов ЭСО»? Для нас это пока остается загадкой. В официально утвержденных СП, которые мы сейчас разбираем, выложенных на официальном интернет-портале правовой информации ), нам не удалось найти этих данных – приложения к документу отсутствуют. Это ключевой момент: от предельно допустимых цифр, между прочим, зависит здоровье будущего России. Напрашивается логичный вывод – авторы просто имели в виду нормативы по общему времени использования ЭСО (компьютера и интерактивной доски) на уроке, которые мы разбирали выше. Никаких ограничений там в принципе нет – начиная с первого класса. Это просто открытое уничтожение здоровья наших детей!

Также мы не нашли в новых СП отдельного регламентирования использования ноутбуков, планшетов в качестве ЭСО. Использовать на полную катушку беспроводной интернет (Wi Fi) по всему пространству дошкольных/школьных учреждений «спецы» из Роспотребнадзора, как мы выяснили, считают допустимым. Кроме того, они решили вообще никак отдельно не прописывать безопасные условия для дистанционного обучения (вне школы), хотя такое обучение по факту ведется по всей стране с весны прошлого года.

Как хорошо известно, в рамках правительственной концепции «регуляторной гильотины» новые санитарные правила для образовательных, оздоровительных, воспитательных учреждений должны были получиться подчеркнуто сокращенными и облегченными, призванными универсализировать подходы к условиям обучения, содержания и отдыха детей в школах, лагерях, детдомах и т.д. Они такими и получились. При этом новые СП не только не решили старые проблемы, но и добавили кучу новых. Кроме запрета на мобильники (исключительно для обучения – сидеть на переменах в соцсетях школьникам не запрещается) и использование базовых сотовых станций, мы не видим здесь никакой реальной защиты детей от вредных ЭМИ-факторов окружающей среды.

Очень уместно будет подкрепить выводы редакции мнением эксперта – упоминавшегося выше Олега Григорьева, который, кроме прочего, возглавляет Российский национальный комитет по защите от неионизирующих излучений:

«В цифровой школе дети сталкиваются со множеством неблагоприятных факторов, влияющих на их здоровье. В первую очередь, это касается органов зрения – световое излучение от разного рода экранов, в том числе – коллективного пользования. Далее, мы должны выделить нервную систему, которая подвергается воздействию разнообразных источников ЭМИ, в первую очередь – от Wi Fi, систем беспроводного интернета. Третье – то, что связано с малой подвижностью детей. Сегодня это бич для всего мира, не случайно ВОЗ поставило ее в первые ряды в списке мировых угроз здравоохранению. Кроме того, перечисленные факторы формируют глобальный стереотип поведения детей, которые затем ведут себя так на протяжении всей жизни.

Если обратимся к официальной статистике Росстата, увидим 1,5-2-кратный рост перечисленных заболеваний с 2018 по 2020 гг., и именно эти технологии являются ключевым элементом т.н. цифровой школы. Нам необходимо четко расставить приоритеты. Если во главу угла ставится здоровье обучающихся, необходимо при разработке и закупке оборудования предъявлять к нему, прежде всего, медико-технические требования. Техника и оборудование для школ должны выпускаться в соответствии с гигиеническими разработками и утвержденными стандартами. Сегодня, когда фактически нет санитарных правил, которые бы жестко ограничили вредные факторы, целесообразно остановиться и не форсировать в массовом порядке создание электронной школы, формирование ЦОС и насыщение школ этим цифровым оборудованием.

Этой точки зрения придерживаюсь не только я, но и экспертное сообщество специалистов в нашей стране и за рубежом – мы активно обмениваемся информацией. Новый СанПиН абсолютно неэтичен: фактически детей и их родителей ставят в состояние наблюдаемых в ходе эксперимента. Это невозможно для детей – если любому родителю в здравом уме сказать: «Ваш ребенок участвует в эксперименте», вряд ли кто-то согласится на такую историю».


Все сказано предельно четко и ясно – новый СанПиН не этичен, не ограничивает вредные факторы, влияющие на здоровье детей. Фактически он был разработан при плотном кураторстве чиновников-цифролоббистов и они добились своего. Теперь они могут ставить над нашими детьми любые эксперименты прямо в государственных школах. Здесь имеет смысл добавить, что в материале «Медицинской газеты» № 28 от 15.07.2020 г. коллектив авторов во главе с профессором Кучмой (впоследствии уволенного с поста директора НИИ Гигиены и здоровья детей в добровольно-принудительном порядке), проанализировав все имеющиеся у него данные, озвучил однозначный вывод (прямая цитата):

«Дистанционное обучение детей показало, что современная цифровая школа НЕ РАСПОЛАГАЕТ БЕЗОПАСНЫМИ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ТЕХНОЛОГИЯМИ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ, включая электронные средства доставки учебной информации в зависимости от возраста и состояния здоровья обучающихся. НА ПРОВЕДЕНИЕ ШИРОКОМАСШТАБНЫХ МНОГОЦЕНТРОВЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ по обоснованию системы гигиенической безопасности цифровой школы ФИНАНСОВ НЕТ!».

Таковы, уважаемые читатели, итоги анализа новых санитарных правил по организации обучения в школе от редакции «Катюши», и таково мнение авторитетного научного сообщества. В наших силах использовать голос разума, чтобы спасти умы и здоровье российских детей от цифрового катка. В нашей воле отказаться от безумной оферты трансгуманистов под названием «цифровая образовательная среда», цифровых платформ от банкстера-глобалиста Германа Грефа иже с ними. Давайте использовать эти знания, изучать правовые документы и как можно чаще задавать ответственным лицам неудобные вопросы. И отказываться от вхождения в стойло электронной школы на законных основаниях.

РИА Катюша
Цифровая школа – как ядерная бомба. Пора заканчивать с экспериментами над детьми
"ЦИФРОВАЯ ШКОЛА – КАК ЯДЕРНАЯ БОМБА".
ПОРА ЗАКАНЧИВАТЬ С ЭКСПЕРИМЕНТАМИ НАД ДЕТЬМИ

Роспотребнадзор запретил использование смартфонов для обучения в школах. Почти год школьники многих российских регионов учились дистанционно с использованием собственных и родительских смартфонов, и вот наконец-то выяснилось, что делать этого было нельзя. Тем не менее внедрение новых технологий в образовательный процесс продолжается. Чем обернётся это для наших детей? Этот вопрос в студии "Первого русского" обсуждала ведущая Анна Шафран с экспертами – Олегом Григорьевым и Инной Гориславцевой.

По оценке директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей Владислава Кучмы, более 80% школьников активно пользовались и продолжают пользоваться смартфонами в учебных целях, напомнила Анна Шафран. Но ответил ли кто-то за миллионы случаев ухудшения зрения, искривления позвоночника, набора лишнего веса и другие болезни, вызванные тем, что дети должны были учиться из дома, без надлежащего присмотра со стороны учителей и родителей, которым надо было зарабатывать деньги?

Впрочем, понятно, что вопрос риторический. Никто ни за что не ответит. Пандемия всё спишет – полагаю, что чиновники исходят из этого принципа не только у нас, но и в большинстве стран мира. Поэтому задача тех, кому не всё равно, – добиться того, чтобы санитарные правила в школах защищали наших детей, а не позволяли чиновникам напропалую внедрять сомнительные технические новинки. 

Запретив использование в школах смартфонов, Роспотребнадзор ничего не сказал ни о планшетах, ни о ноутбуках. А между тем в школах сейчас активно внедряются интерактивные доски и другие экраны большого размера.
На текущей неделе Анна Шафран принимала участие в заседании  Общественного совета при Департаменте образования и науки города Москвы, тема заседания: "Отвечая на вызовы современности: новые векторы развития московской системы образования". Векторы, по словам ведущей, не радуют.

Угрозы здоровью детей нешуточные

Похоже, что чиновники намерены отвечать на вызовы современности преимущественно усилением цифровой составляющей образовательного процесса. Ковид для них стал просто-таки подарком судьбы – благодаря ограничительным мерам удалось проверить и обкатать многие методы и технологии, на внедрение которых в обычном порядке им бы потребовались годы.
Ограничения уже вроде бы стали снимать, однако от своих намерений чиновники не отказываются. Цифровизация – их фетиш, а для некоторых, такое ощущение, что самоцель.
Какие основные угрозы несёт детям электронная школа? Ответить на этот вопрос Анна Шафран попросила доктора биологических наук Олега Григорьева.

Мы в первую очередь должны говорить об угрозах здоровью. Они связаны с неблагоприятными факторами, с которыми дети сталкиваются в цифровой школе. В первую очередь это органы зрения, которые подвергаются воздействию светового излучения от экранов. Следующее: мы должны выделить нервную систему, которая подвергается воздействию разнообразных источников электромагнитного излучения. В первую очередь, со стороны системы Wi-Fi. Третья угроза связана с малой подвижностью. А это настоящий бич, подтверждённый аналитическим докладом ВОЗ.

И все эти перечисленные факторы формируют глобальный стереотип поведения у детей, который они проносят потом через всю жизнь. То есть, получая некоторые функциональные расстройства, связанные со зрением, они уже считают это нормальным и идут с этим по жизни. И впоследствии их вынуждены лечить профильные врачи, напомнил Григорьев.
Почему обо всём этом приходится говорить? Потому что детский организм вынужден адаптироваться к этим привнесённым антропогенным факторам окружающей среды. Если обратиться к официальной статистике Росстата, то мы увидим полуторакратный рост именно по перечисленным группам заболеваний с 2018 года. Именно органы зрения и нервная система подвергаются самому негативному воздействию со стороны цифровой школы, заключил эксперт.

Все последствия навязанной цифровизации поймём не сразу

Ситуация, конечно, выглядит очень странно, продолжила Анна Шафран. По сути, цифровая школа – как ядерная бомба – действует комплексно. Первое – ухудшение физического здоровья детей. Второе – снижение качества образования. Третье – использование иностранных платформ для обучения, десуверенизация образования. Четвёртое – сбор персональных данных с неясными целями и последствиями. Пятое – прямая зависимость качества образования от материальной обеспеченности школы и родителей, то есть сегрегация. Наверняка это ещё не всё. Что можно ещё добавить по этому поводу, спросила ведущая у лидера общественно-политического движения "Объединение родителей" Инны Гориславцевой:

Мы услышали о всех ключевых проблемах, с которыми столкнулись минувшей осенью. Мы недаром забили тревогу, потому что у многих детей уже в октябре, спустя две недели после того как всех посадили на дистант, стали заметны негативные последствия. И прежде всего, это депрессивные состояния, отмеченные почти у 80% школьников. Связано это с тем, что дети были помещены в нетипичную для себя ситуацию. Появились и психосоматические серьёзные расстройства, у некоторых детей были и манифестации признаков эпилепсии.

В первую очередь, конечно, результатом дистанта стало серьёзное расстройство зрения. И если всё пойдёт таким чередом, спустя два-три года у нас, к примеру, не останется здоровых мальчиков, способных служить в армии, а у нас и сейчас ситуация с призывниками не очень хороша, признала Гориславцева.
К сожалению, все последствия дистанционного цифрового обучения не просчитываются. А ведь для некоторых детей это уже закончилось трагически. Только в Москве было несколько случаев, когда дети не вынесли этого испытания дистантом и ушли из жизни.

Об этом тоже надо говорить, потому что мы, возможно, даже и не знаем, сколько детей сейчас находятся в пограничном состоянии. Родители жалуются, что их ещё недавно абсолютно здоровые радостные дети вдруг становятся апатичными, теряют интерес к жизни. И это настолько серьёзные нарушения, что у детей скачет давление. Какие это вызвало психосоматические последствия, мы сможем оценить только через год-два.

По словам Анны Шафран, уже сейчас исследования специалистов по этому вопросу есть, и результаты довольно печальные, но они почему-то совершенно игнорируются чиновниками от образования. Это очень серьёзный вопрос, на который хотелось бы получить ответ.

Видео на ВК

Инна Гориславцева считает, что здесь просматривается конфликт интересов, разные цели и задачи. Одни призваны следить за здоровьем нации, а другие – решают свои задачи, которые далеки от вопросов охраны здоровья, скорее, лежат в области экономической.
Вопрос ещё и в качестве образования, продолжила разговор Анна Шафран:

То, что дистанционное образование ниже качеством, чем традиционное, признаёт и наше Министерство образования, и западные эксперты, это очевидно всем родителям, которые стали невольными участниками эксперимента, а также студентам, которые столкнулись с удалёнкой в прошлом году. Так зачем же чиновники так активно пытаются внедрить разнообразные видеолекции, утверждая, что это положительно скажется на уровне знаний наших детей?

Цифровизация за счёт родителей

Уже давно говорят о том, что дистанционные формы обучения – это экономика бедных, напомнила Инна Гориславцева. Точно так же, как и телемедицина. Прямое живое человеческое общение становится роскошью, доступной людям, обладающим средствами.

Ведь далеко не каждый сможет заплатить полторы-две тысячи рублей в час за занятия с репетитором, который приходит к ребёнку домой. А для тех, у кого денег мало, – пожалуйста, есть занятия по скайпу всего за 500 рублей в час. Если же и этого родители не могут себе позволить – тогда пожалуйста, разнообразные бесплатные образовательные платформы. И там подписка – 200-300 рублей в месяц.

Получается, что цифровизация, которая вроде должна позволить экономить родителям деньги, позволяет нашим детям "дёшево и сердито" получить образовательные услуги, подготовив их к поступлению в вузы. Но одновременно с этим, отметила Гориславцева, учителя в школах превращаются просто в надсмотрщиков, которые, придя в класс, включают видеоурок,  садятся и занимаются своими делами.
Что услышали дети, что они поняли – дело вторичное. Но родителей-то это волнует, и они пытаются компенсировать недостаток знаний. Поэтому и растёт в Сети число платного образовательного контента, самого разнообразного. Серьёзная проблема ещё и в том, что в России никто не просчитал экономику цифрового образовательного проекта.

Есть ещё один момент. Все цифровые доски и прочее в школах должны быть наполнены лицензионным программным обеспечением, на нелицензионном они работать не должны. А что такое лицензионное обеспечение? Это, как правило, разработки компании Microsoft. Собственно, и все компьютеры, которые мы покупаем, они также упаковываются ПО этой компании, если это, конечно, не Apple. И мы изначально вынужденно оказываемся втянутыми в потребление именно этого продукта, а для наших разработчиков другого варианта пока и нет, хотя попытки "отцепиться" от Microsoft всё-таки делаются.

Анна Шафран добавила, что Microsoft – компания американская. А в доктрине безопасности США Россия отмечена как один из главных врагов. В этих условиях мы вообще как-то думаем о суверенитете?
И тут встаёт вопрос о безопасности персональных данных наших детей, продолжила Инна Гориславцева. В декабре прошлого года движение "Объединение родителей" обращалось в ФСБ с письмом, в котором один из пунктов был посвящён вопросу утечки персональных данных в адрес иностранных потребителей, которые неизвестно как этими данными распорядятся.

А есть ли альтернатива?

Основной принцип нашей программы – критикуя, мы предлагаем альтернативу. Поэтому Анна Шафран и задала вопрос Олегу Григорьеву – что действительно надо делать, чтобы  дети выходили из школы здоровыми?

Необходимо чётко понять приоритеты. Если ставится главным вопрос здоровья, необходимо при разработке или закупке оборудования обращать внимание на медико-технические требования. Никто не призывает отказываться от технологий и откручивать для детей шкалу времени назад. Но техника и оборудование должны выпускаться в соответствии с медико-гигиеническими разработками и рекомендациями. Это первое и основное.

Учитывая, что сейчас нет жёстких санитарных правил, целесообразно остановиться и не форсировать в массовом порядке развитие электронной школы, формирование цифровой образовательной среды и насыщение школ этим цифровым оборудованием. И это первое, что необходимо сделать уже сегодня, считает Григорьев.
Этой же точки зрения придерживается как экспертное сообщество нашей страны, так и за рубежом. Необходимо остановиться. Подход, который сейчас навязывают все разработчики "железа", абсолютно неэтический. Детей и их родителей ставят в рамки наблюдаемого эксперимента, а этого делать нельзя категорически.
Завершая программу, Анна Шафран заметила, что почему-то тех, кто призывает к осторожности, очень любят выставлять ретроградами и врагами прогресса. Да нет же!

Просто в 20-м веке было слишком много экспериментов на России, на русских людях, на русских детях. Пора уже остановиться и не бежать впереди паровоза, жертвуя здоровьем и жизнями наших людей во благо всего остального, не столь торопливого и более благоразумного человечества.

Что мы имеем на сегодняшний момент, обратила внимание зрителей Анна Шафран:
1. В Китае полностью запрещают использование мобильных телефонов в школе из-за угрозы здоровью детей.
2. Технологической основой электронной школы является "Умная классная комната" (Smart Classroom), выделенная в глобальных рынках в качестве отдельного сегмента с объёмом около 50 млрд долларов в 2017-м и перспективой роста до 134 млрд долларов в 2026-м. Огромные деньги, понятное дело, что корпорации за такие суммы готовы наплевать на чужое здоровье.
3. За 2017–2019 годы правительство Москвы выделило 16,5 млрд рублей на поставку программно-технических средств в школы. IT-инфраструктурой оснащается 780 столичных школ (1125 зданий), в том числе 36 тыс. точек Wi-Fi, 12 тыс. интерактивных панелей, 23 тыс. ноутбуков и 1 тыс. серверов. Вся техника импортная – как это сочетается с суверенитетом страны? Что будем делать, если санкции?
4. Всё это оборудование не имеет должной санитарно-эпидемиологической оценки, потенциально несёт вред, формально не может быть использовано. Но используется. Почему?
5. Согласно  Конституции, "Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Что мы видим в случае с цифровой школой? Угроза здоровью, снижение качества образования, социальная сегрегация и множество других проблем. Как это сочетается с заявленным статусом социального государства?

Подумайте об этом.

Картина дня

наверх