На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 401 подписчик

Свежие комментарии

  • Виктор Александров
    Карцеву кто-то  поручил готовить в школах снобов и проституток?Минпросвещения РФ...
  • Traveller
    Какая нафиг "деприватизация?!? 🤣 Старшой зря что ли вчера мотался к своим хозяевам в РСПП (Российский союз прохиндее...Грызня элит вошла...
  • Antanas
    Короткая память у японцев.Забыли Хиросиму и Нагасаки.👍👍👍👍👍👍👍👍.Япония потребовал...

Новые рукопожатия между физикой и Библией. Полное и окончательное согласие

Быстров М.В.

Новые рукопожатия между физикой и Библией. Полное и окончательное согласие

Несмотря на то, что выдающиеся мэтры физики и её бесспорные достижения знакомы многим, вплоть до суетливых домохозяек у кухонной питы, внутри неё остаются ещё белые пятна, не известные широкой публике, но вызывающие беспокойство профессионалов…

Главные «полыньи» замечены на обоих «полюсах» - в крупномасштабной космологии и «малокалиберной» квантовой механике, причём, эти области ещё и трудно стыкуются между собой – как показала оживлённая дискуссия между А. Эйнштейном и Н. Бором (1927).

Допустим ли подобный «эклекти-синкретизм» на переднем крае науки? Первый из именитых диспутантов исподволь опирался на теологию («Бог не играет в кости»), а второй – скорее на математику, ратуя за своё детище - «копенгагенскую версию» квантовой теории, набиравшую популярность.

Закрадывается подозрение, что две позиции, вместо противостояния, могли бы сойтись в единстве – духовный взгляд близок математике, постоянно восходящей по ступеням абстракции для описания материальных объектов.

Собственно, намёк на то и выразился через введение центрального понятия квантовой физики – пси-(волновой)-функции, которая, будучи невещественной данностью, принципиально не фиксируется никакими приборами. Наблюдаемый мир управляется умозрительной инстанцией, а по большому счёту – уравнениями Шредингера, в которых материя не фигурирует. Джон фон Нейман ((1903-57) доказал математически, что классической модели Вселенной не существует, а Р.Фейнман – автор продвинутой квантовой электродинамики – постулировал в унисон единственность и валидность последней для описания мира. Только признав главной реальностью интеллигибельное, а не сенсибельное, мы обретаем шанс понять поведение чувственно воспринимаемого.

Существенный момент, особенно ценный - для нашего контекста: из квантовой теории с несомненностью вытекает, что целое реальнее своих частей, поскольку пси-функция системы всегда адекватнее описывает её свойства, чем совокупность пси-функций, относящихся к её частям, взятым по отдельности.

«При объединении частей в систему вступают в силу совершенно новые законы природы, предсказать которые заранее невозможно» (В.Тростников). На ум сразу приходит…творение, стартующее «сверху» и с целого…

Напротив, в познании нужно идти не вниз, как настаивают редукционисты, а вверх – не разлагать систему на составные элементы, а изучать её как часть более обширной системы – в пределе всего сущего (он же). А высшее сущее, вероятно – трансцендентная целостность, эквивалентная совершенству и…красоте созданного… когнитивную роль коей часто недооценивают…И… «оскопляют» познание…

Получается, физика скрытно «коллекционирует» аспекты, согласные с библейскими положениями - оправдывая, как бы, посылку Кеплера о необходимости докапываться своими потугами до …мыслей Творца.

Из того же набора – каверзная нелокальность, ошеломившая в первую очередь «квантовиков» неслыханной «спутанностью» частиц – взаимно и мгновенно информирующих о своём текущем состоянии. Даже признаются, что будто «ни одно открытие не бросало больший вызов нашему восприятию повседневной реальности» («Сознательная Вселенная»).

В самом деле, наш мир наделён всеми признаками локальности – у нас развито чувство места и ощущение связи между местами. К тому же, квантовая механика, да и другие разделы физики, наводят на мыль, что на более глубоком уровне может и не быть места и расстояния (!). Поведение частиц согласовано несмотря на то, что в пространстве они не связаны никакими силами. Частицы могут разлетаться по разным концам Вселенной и всё же вести себя солидарно и «дружно»… и пространство им не помеха.

Всё более преследует мысль о нелокальности природы в глубинных основах (!). Для её адептов - это «мать всех физических головоломок и не только странное поведение квантовых частиц, но и судьба чёрных дыр, происхождение космоса и присущее природе единство». Именно! Последняя ремарка далее раскроется с триумфом…

Прервём на время стенания физиков спокойными откровениями других областей, уместными и мудрыми…

Эпохальные «отрицательные» теоремы математической логики (К.Гёдель -1931, А.Тарский - 36 + открытия 70-ых гг) подводят к ясному различению структур, закреплённых в пространстве и времени, и свободно «парящих» вне зависимости от них идеях. Отрезвляет Аристотель: «идеи (в отличие от локализованных на своих местах предметов – БМВ) пребывают в самих себе». То есть, они «одиноко…висят» и вечно наличествуют вне связи с чем-то ещё…

Таковы два вида реальности, от близорукого неразличения и неразумного смешения коих, собственно, и множатся проблемы… Тогда как речь – об их субординации и «распределении ролей»…Ибо не с пустого места говорят, что «всё созданное в мире было предварительно тщательно продумано и взвешено».

Наконец, и в первой же фразе Библии чётко констатируется «двухслойное» (дух + материя) мироустройство… с очевидной иерархией. Эта «диспозиция» представима образно трёхмерной декартовой системой с неравноценными осями – когда на ограниченной видимыми вещами плоскости действует наука, бесплодно замыкаясь в рациональных рассуждениях и не учитывая третьего измерения – откуда и приходит решающее прозрение. Картина сходна с известной притчей Платона о тенях в пещере, созерцаемых недоумевающими зрителями, а в наших «координатах» – о двумерных проекциях объемных фигур, дающих смутное понятие о последних, которые болтаются «наверху»…И «узлы тех нитей, на которых держится видимое, завязываются и развязываются в невидимом».

Рецидивы фатального сужения полно-широкого кругозора влекут удручающие заморочки и муки физики. Дело усугубляется инерцией обыденного сознания, цепляющегося за локальность. Последняя «нужна для нашего собственного блага – обеспечивая уверенность в том, что чувства и мысли принадлежат нам самим»…Она вездесуща в языке: locality – район… местность, говорящая сама за себя; место-имения, заменяющие собой в данном «локусе» существительные или прилагательные….С тем же оттенком и в социуме – местничество и местечковость (собственные интересы – в ущерб общему делу).

…Эйнштейн усматривал в локальности два аспекта: «отделимость» любых предметов и «локальное действие» - взаимовлияние через контакт или чьё-то посредство, позволяющее преодолевать разделяющее пространство… Тогда говорят о близкодействии, конкурирующем издавна с дальнодействием, которого, в частности, придерживался Ньютон, размышляя о всемирном тяготении. Вскоре увидим непотопляемые основания правоты сэра Исаака, полностью ложащиеся в наши строки.

Более того, налицо эпистемологическая антиномия корифеев: Ньютон рассуждал с оглядкой на Священное Писание, а у Эйнштейна к нему не было столь трепетного отношения и превалировал рассудочно-логический подход…со слабыми «реверансами» к Творцу.

Примечательно, что дальнодействие может обуславливать причинно-следственные связи у одновременных событий – с виду парадокс, однако, немедленно устранимый при более широком и развиваемом далее взгляде на вещи…

Его «расширение» базируется на упрощённой и поучительной трактовке предельных теорем матлогики (выше): никакая система не может понять собственное устройство пока не обратиться к более высокой инстанции. То есть, приходится «разомкнуть», основанный на чистом разуме рационализм, дезавуированный как раз указанными теоремами, и…переключиться на…интуицию и «более высокие» и плодотворные «врождённые идеи» (Декарт). Сопутствующий инсайт, или мгновенное вдохновение, контрастирует с «приземлённым» рационально-логическим объяснением, легализованным именно неотвратимой локальностью…

Финальную черту подвело понятие… актуальной бесконечности. оказавшейся… необходимым источником творчества (теорема Париса и Харрингтона). Ясно, что в материальном мире она пребывать не может, а существует в том «пространстве», где парит наша мысль. Физики, напротив, избавляются от её следов, именуемых нежелательной «расходимости», тем самым, увы, отсекая себя от адекватного и полного познания. Поскольку оно - двигаясь от наблюдаемого к его описанию, равному, в случае творения, предшествующему замыслу (!) – «антинаправлено» творчеству, следующему, наоборот, от идей к ощутимому результату…

Оба ментальных акта – через внезапное озарение – смыкаются с указанной «абстракцией необозримости», которая сейчас приобретает и конкретное математическое обрамление – в лице развёрнутой легендарной «золотой пропорции» (ЗП), пронизывающей всё мироздание.

Озадачивает упорное непризнание академической наукой элегантной гармонии – хотя многими её энтузиастами, наделёнными мало-мальски эстетическим чувством, она зафиксирован в Солнечной системе и физике частиц (доступны ссылки).

Игнорирование ЗП «техно-интеллектуалами» объяснимо, в частности, её предзаданностью и невозможностью втиснуть в какие-либо (дифференциальные) уравнения – столь обожаемые стойкими приверженцами «дифурного мышления». Коллизия усугубляется, повторим, развёрткой непрерывной, по определению, ЗП в обе стороны до бесконечности – что сразу вносит полную ясность…

И если добропорядочный физик опешит от инициированной тем самым «расходимости», то именно развёрнутая ЗП вместе с охватывающей её трансцендентной (!) логарифмической спиралью приводит к исходному высшему первоначалу. Его геометродинамика согласуется с исходными вихрями древних (Анаксагора, Демокрита и т.д.), вихревым движением идеальной жидкости (Эйлер, Пуанкаре, Гельмгольц…), теорией континуума и т.д. А конечный итог – опуская подробности (БМВ. «О Духе…» и т.п. – trinitas.ru -Академия тринитаризма – АТ) – выявление предустановленного и конститутивного настроя мира на целостность…в «золотой» архитектонике… Отсюда без колебаний трактуется наличие повсеместной «золотосеченной» метрики и морфологии природы, а также спиральных конфигураций. Кстати, в чудесной логспирали «сублимированы» совсем необычные и «не от мира сего» свойства: инвариантность при движении – «изменяясь, остаётся всё той же» (Я. Бернулли) – как следствие самоподобия… К слову, она же причастна «закону Хаббла» - ускоренному от нас разбеганию галактик…А с учётом равенства покоя и движения с бесконечной скоростью (А.Лосев) уникальная трансцендентная кривая сразу «катапультируется» в дольний мир…

Сверх того, налицо редко замечаемый «творческий параллелизм»: из присутствия ЗП в шедеврах искусства немедленно следует творческий процесс и в естественной среде, притом – с тем же великолепным «знаком качества» и «высшей пробы» на продукции (!)…

Казалось бы – вопиющая причинно-следственная связь, упускаемая, однако, наукой…прочно засевшей в идее локальности, выступающей самой сутью…пространства. А для физиков оно видится неким холстом, на котором в красках изображается…реальность. Лишь бы рисовались действительные вещи и сюжеты, а не дикий авангардизм или сюрреализм…

Иммануил Кант, чьи идеи оказали значительное влияние на Эйнштейна, считал невозможным представить мир без пространства. Куда же тогда кидаться остальным - после столь категоричной заявки «недосягаемого по глубине мысли» философа?

Незадолго до смерти Эйнштейн размышлял о последствиях «исчезновения» пространства: «…тогда ничего не останется от моего воздушного замка, включая теорию тяготения, как, впрочем, и от всей современной физики». Скорбное признание…

Но вскоре (60 гг) осознали, что «нелокальность – это не теоретический курьёз, а правда жизни». Видимо, как дальнодействие потеснило близкодействие, так и ограниченное «короткомыслие» уступило место…свободному здравомыслию.

В самом деле, если по теории относительности скорость сигнала не может быть сверхсветовой, то для мгновенной передаче сообщения, вероятно, требуется «посредник» совсем иной природы…и, вероятно, «не от мира сего».

Любопытно, что сторонники нелокальности приходили к одним и тем же выводам подобно согласованным частицам в разных углах Вселенной…Но если воздействия пересекают пространство словно его нет на самом деле, воленс-неволенс приходится… выходить за пределы укоренившихся представлений – «дабы постичь физический мир как одно совершенное целое».

А по Флоренскому, «русскому Леонардо», «целое не составляется из частей, а рождается из идеи». Она же динамизируется, превращаясь в «настрой на целостность», упомянутый выше, который, в свою очередь и без тени сомнений, приравнивается …Духу Библии. Ключевой момент! (БМВ. «О всевышнем Духе…», «От целостно квантовой философии Бома к духовным основам бытия»… - АТ).

Существенно, что помимо психологического статуса, акцентированного в Св. Писании, Дух приобретает и онтологический, или… метафизический – выходя тем самым… из компетенции физики, но виртуозно разрешая все её проблемы. Наконец, опознан «экстравагантный» агент, ответственный за мгновенное влияние.

Действительно, мы «проецируем» эффект внезапного прозрения и другие непостижимые ментальные акты у многих персонажей Библии на физические феномены…нелокальности. Обнаруживается и скрытый общий «механизм».

Благодатное действие Духа в нас облегчено его изоморфизмом с нашей тоже «золотосеченной» психо-соматической организацией (обилие ссылок).

Тогда вступает в силу… синхронизация с её замечательным свойством – отсутствием порога, что и потрясло когда-то Х.Гюйгенса (1629-95) в изобретённых им маятниковых часах - когда двое из них, подвешенные на массивной балке, вдруг пошли в такт. Оказывается, достаточно лишь близости или совпадения одних и тех же параметров…с двух сторон.

Если припомнить похожий на синхронизацию «захват частоты», то и нами «захватывается» энергия Духа, насыщение коей приводит к ощущениям теплоты и… «неизречённой благодати» - имплицирующим смысл и цель нашей жизни (С. Саровский).

Таким образом, идентифицированный через «настрой», а ещё раньше выведенный на авансцену Библии, Дух действует непрерывно везде и всегда. Его лейтмотив сводится к объединению в целостности всего сущего - во всемирном тяготении (БМВ. «Прав ли был Ньютон относительно нематериально природы гравитации», ж. МОСТ, № 10 и 11. 1999) и… любви, сплачивающей сердца (БМВ. «Любовь как основа мироздания» // Труды межд. Симпоз. «Человек и христ. Мировоззрение», Симферополь, вып. 9. 2004 + более поздние публикации в АТ). Недаром, любовь стоит первой среди «плодов» Духа (Гал.5:22 и далее).

Внимательный читатель, конечно, догадался, что «неотступный» Дух избавил от головной боли по поводу несепарабельности и запутанности квантовых частиц. Игнорируя расстояние, он мгновенно соединяет сколь угодно далеко разнесённые микрочастицы, наделяя их – в масть общепризнанной неразличимости – ещё и тождественными свойствами и, как бы… сводя их к одному…

Тем самым, единый «настрой»-Дух снимает долгий конфликт межу «малым» и «большим» - единообразно «сочленяя» в двух сферах корпускулы и макротела - причём, по гравитации наследуется идея Ньютона о причастности духовных сил («нематериальный агент» и vegetable spirits). Сэр Исаак копал и глубже: «Солнце…обильно поглощает…спиритус, чтобы сохранять своё сияние и удерживать планеты от разбегания от него…» - что коррелирует со скепсисом астрофизика Н. Козырева относительно термояда на светиле и с опытом «стяжания Духа Святого» подвижниками веры. Да и сам выдающийся пулковский учёный испытал это спасительное чудо при трагических обстоятельствах… Но ради экономии слов и места не будем входить в детали…

Взамен, обратим внимание на «неоднозначность» преемственности. Эйнштейн обмолвился невзначай: «Лучше верить, чем не верить: тем самым вы всему оставляете возможности». Подвернулся и подходящий пример. Вдохновлённый новыми веяниями Д.Бома в квантовой физике Дж. Белл, ища замысловатые и спорные «скрытые параметры» (отдельный разговор), вывел свои знаменитые неравенства (1964), которые вместе с изящными экспериментами А. Аспекта (1980-82) интенсивно обсуждаются по сей день. Но, пожалуй, лишь… добавляют густого тумана. Потому мы и не коснулись их…С другой стороны, неординарный и широкий бомовский взгляд, вызывающий восхищение у многих, был развит совсем в ином направлении: БМВ. «От целостно квантовой философии Бома…» - АТ.

Словом, сама физика содержит надлежащие предпосылки для «великого объединения»: надо только всмотреться в них под правильным углом и придать нужный импульс и ход….

Итак, повсеместный и «дышащий, где хочет» невидимый Дух безраздельно господствует в универсуме – наводя и стабилизируя единый и целостный порядок на базе гармоничной «золотой пропорции», потому и названной «Божественной» (16 в.). Спустя 300 лет, она эффектно «обручилась» с не менее ответственной данностью - «Божественной целостностью» (философ К.Краузе, 19 в.). Так, разрозненные догадки из далёких эпох вкупе с «вихревыми концептами» (стр. 3) дали холистическую и полную картину.

Сюда примыкают и «всюдные» флуктуации с частотным фурье-спектром типа 1/f, оказавшиеся не по зубам науке именно в силу их универсальности. А присущий им «матрёшечный» строй составляющих гармоник, взятый без материальной оболочки – то есть, спектр как таковой(!) - снова ведёт к искомому вихреподобному первоначалу и «настрою» (БМВ. «О всевышнем Духе…» -АТ). Сходным образом, за «одеждой» из вещественных слов маячит умозрительная первичная мысль…

…«Подготовленное Отцом и Сыном материализуется Святым Духом, играющим роль строителя…» (В.Тростников. «Православная цивилизация» - М. 2004, стр.74). Предложим свою версию: первые частицы образуются из «микротора» в центре логспирального вихря… через «творение из ничего» - превращение духовной «первоэнергии» - по знаменитой формуле Эйнщтейна – в массу. Тут же, пусть у электрона, возникает угловой момент, который и по сей день невнятно интерпретируется физикой… Примечательно, что У. Томсон (Кельвин, 1824-1907) тоже выдвигал вихревую модель атома, правда, основанную на эфире – каковой сейчас отбрасывается за ненадобностью…Однако, научное сообщество сурово не приняло новацию.

Всепроникающий Дух, «разогревая» изнутри Солнце (по Ньютону и Козыреву), а также и нас - выступает истинным источником жизни, обеспечивающим… и разумение наше (библейские свидетельства). Фаворский свет блистал на Христе и святителе Серафиме, а с большей мощью – в радиации «центрального тела Солнечной системы». Пионерской же версии тонкого «механизма» Божественного света коснёмся в другом месте…

Напрашивается предположить, что приятные ощущения от «феномена 1/f», скажем, в морском бризе и мелодичной музыке, обязаны в конечном счёте, …целостной организации спектра, тогда как последняя «в чистом виде», действуя «внутри», дарит нам…особенное и глубинное – «неизречённую благодать», не уловимую органами чувств…Это и происходит при счастливом «стяжании Духа»…

«…Отец Небесный даёт Духа Святого просящим у Него» (Лук. 11:13) и… «просимого блага» (Мф. 7:11).

Судя по всему, Ньютон пользовался подобной неоценимой прерогативой: «Все мои открытия были сделаны в ответ на молитву». А его сожаление о том, что «мы строим много стен и недостаточно мостов», актуально и сегодня – вследствие перманентной фрагментации мировосприятия доблестными специалистами - «дисциплинариями». Но, смеем надеяться, сетования сэра Исаака наконец -то преодолены вышеизложенным и наведением долгожданного «когнитивного» моста…

Родилась…неслыханная «мега- (гипер- или супер-) физика», вмещающая в себя лучшее и пристойное из философии, а - главное - духовную компоненту бытия, и потому отвечающая на все насущные вопросы сейчас и в будущем…

Дело за академической наукой – вместо пресловутого эфира, физического вакуума, «чёрных дыр» и прочих авантюрных гипотез и пустышек – спокойно принять превосходящий их по значимости и куда более жизнеспособный фундаментальный настрой мира на целостность, эквивалентный библейскому Духу, безраздельно господствующему в универсуме… «Дух всё проницает, и глубины Божии» (1Кор.2:10), а в Библии упоминается более 500 раз – как неоспоримая реальность. И прозрение всегда наступает у мудрого, кто мыслит за рамками видимого и слышимого…

Тогда наука законно примкнёт к единственно верной интенции – поиску заложенного в мире и востребованного всеми блага, чья судьбоносная идея, по справедливости, первенствовала у Платона – признанного родоначальника философии…а сегодня, увы, погребена под экстравагантно-амбициозными физическими и философскими концепциями, уводящими в никуда и…шокирующими простого человека с улицы неприемлемой отвлечённостью и даже никчёмностью.

Наконец-то восторжествовала знающая вера на пару с верующим знанием…

Да будем «все единодушны и единомысленны» (Флп. 2:2)

_____________________________________

Быстров М.В., Новые рукопожатия между физикой и Библией. Полное и окончательное согласие // «Академия Тринитаризма», М., Эл № 77-6567, публ.28398, 

Картина дня

наверх