На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 419 подписчиков

Свежие комментарии

  • Sergey Ivanov
    Русский мир пришел! И тогда мариупольцы осознали, что «русский мир»- это не для них. Это- для таджиков. Сейчас они за...Мариуполь против
  • Александр Котов
    Работать с людьми надо, а не жаловаться.Колокольцев пожал...
  • Николай Кирбитов
    Бойцы вы говорили, что придёте и наведём порядок, а сейчас у вас под носом творится беспредел, где наша гордость, мы ...Мариуполь против

Роспотребнадзор доказал, что смартфоны причиняют вред детям, но не торопится инспектировать МЭШ

Роспотребнадзор доказал, что смартфоны причиняют вред детям, но не торопится инспектировать МЭШ
(Все скриншоты документов для прочтения - открывать в новом окне)
Пока на столичных образовательных площадках руководители школ и вузов на все лады пиарят Электронную школу и сулят нам «революционные прорывы в образовании» посредством цифровизации и обработки «больших данных», российские ученые бьют тревогу. Проекты МЭШ, РЭШ и проч. напичканы радиоэлектроникой с мощным электромагнитным излучением, а интерактивные доски и планшеты атакуют глаза и мозги наших детей. Под давлением родительской общественности Роспотребнадзор выпустил рекомендации, которые, по сути, констатируют, что отдельные элементы МЭШ противоречат требованиям федерального законодательства в сфере защиты и профилактики детского здоровья. А значит, нужно останавливать и запрещать весь проект «Московской электронной школы», но Минпросвет, да и сам Роспотребнадзор не торопятся делать такие выводы.

В свете новых открывающихся фактов, о которых будет рассказано в этом материале, можно напомнить апрельский ответ встревоженным оцифровкой школы общественникам от главного научного сотрудника НМИЦ здоровья детей Минздрава РФ, главного внештатного детского специалиста по медпомощи в образовательных организациях, д.м.н., профессора Жанетты Гореловой. Г-жа Горелова сообщила, что в 2018 г. состоялось заседание отделения медицинских наук РАН, по итогам которого вышло постановление — обеспечить гигиеническую безопасность детей в «цифровой школе». Прежде всего, это касается проведения исследований влияния новых технологических средств обучения (цифровых обучающих программ и технологий) на организм, мозг ребенка и т.д. Увы, мы пока не видим данных заключений по таким исследованиям, а тотальная безоглядная оцифровка образовательного процесса продолжается.






Между тем, в середине августа 2019 г. Роспотребнадзор и Рособрнадзор опубликовали совместный документ под названием «Методические рекомендации об использовании средств мобильной связи в общеобразовательных организациях» (Методические документы от 14.08.2019 12:00:00 № № МР 2.40150-19). Небольшой материал на 8 страницах, объединяющий международный и национальный опыт исследований влияния смартфонов на детей, увидел свет аккурат после инициативы Президентского совета по семье запретить учащимся использование личных мобильников в школе. И есть все основания полагать, что исследование также ставит крест на дальнейшем развитии электронной школы, потому что в ее «матчасти» слишком много вредных источников неионизирующего излучения.

Родители, да и вообще все граждане должны знать, к каким выводам пришли авторы рекомендаций:

«Анализ международного опыта показал, что ранний возраст начала использования устройств мобильной связи и длительные накопленное время их использования являются факторами, ведущим к нарушениям психики, что проявляется у ребенка гиперактивностью, повышенной раздражительностью, снижением долговременной памяти и умственной работоспособности, нарушением коммуникативных способностей, расстройством сна.

Чрезмерная эмоциональная и психическая стимуляция от использования электронных средств массовой информации вызывает у детей состояние психологической и физиологической гипервозбужденности перед сном.

Исследования, представленные в работах российских ученых, выявили негативные реакции у детей, использующих мобильные телефоны в образовательной организации, существенно отличающие их от сверстников, не использующих мобильные устройства. Негативные реакции проявлялись в виде ослабления смысловой памяти, снижения внимания, скорости аудиомоторной реакции, нарушений фонематического восприятия, раздражительности, нарушений сна.

Проведенные исследования свидетельствуют об отрицательной зависимости времени пользования смартфоном и успеваемостью у обучающихся: чем больше времени ежедневно он тратит на смартфон, тем хуже справляется с учебными тестами. Таким образом, интенсивное использование телефона даже для решения учебных задач может отрицательно сказываться на учебной деятельности. Объяснение полученной зависимости исследователи связывают с феноменом многозадачности. Многофункциональность телефона, наличие множества приложений неизбежно создают ситуацию многозадачности, требующую постоянных переключений с одного вида активности на другой, в том числе в процессе обучения. Это ведет к ухудшению усвоения материала и снижению успеваемости».


С учетом вышесказанного Роспотребнадзор и Рособрнадзор рекомендуют ответственным чиновникам «проводить регулярную информационно-просветительскую и разъяснительную работу с руководителями образовательных организаций, педагогическими работниками (в том числе через курсы повышения квалификации с привлечением квалифицированных специалистов), родителями (законными представителями) и обучающимися о рисках здоровью от воздействия электромагнитного излучения, генерируемого устройствами мобильной связи, о возможных негативных последствиях и эффективности учебного процесса при неупорядоченном использовании устройств мобильной связи в образовательном процессе»…

Исследователи признают, что постоянное использование смартфона вызывает психологическую зависимость у ребенка, приводит к изменениям его психики, а также к новообразованиям головного мозга. Для сокращения негативного влияния от низкочастотного излучения приводится особая памятка.




Хорошо, со смартфонами все понятно — и, очевидно, в ближайшее время власти примут официальное решение о запрете/ограничении их использования в российских школах (авторы исследования дают соответствующую рекомендацию). А что с прочими элементами МЭШ/РЭШ: планшетами, заменяющими рабочие тетради и учебники, ноутбуками, интерактивными панелями, роутерами Wi-fi, постоянно работающими в каждом «умном» классе? Нет сомнений, что высокочастотное излучение от устройств передачи сигнала в беспроводной локальной сети также очень сильное и опасное для детских организмов — не менее опасное, чем таковое от средств мобильной связи. Также не приходится сомневаться, что учебные планшеты с выходом в сеть будут формировать у маленьких школьников интернет-зависимость. Как указывала в приведенном выше ответе гражданам г-жа Горелова, СанПиНы по использованию электронных устройств детьми в школах до сих пор не разработаны, влияние цифровых технологий на их здоровье достаточно не изучено. Следовательно, надо говорить о принудительном эксперименте над новым поколением россиян с самыми печальными последствиями.

Однако Рособрнадзор с Роспотребнадзором почему-то не торопятся выпускать рекомендации и устанавливать гигиенические нормы в отношении всех этих потенциально опасных элементов МЭШ/РЭШ. Зато отдельные специалисты высочайшей квалификации, посвятившие исследованию проблемы всю жизнь, уже бьют тревогу. 2 сентября с.г. доктор медицинских наук, заведующая лабораторией комплексных проблем гигиены детей и подростков НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков ФГАУ НМИЦ Минздрава России Марина Степанова в интервью телеканалу «Мир» прямо заявила: чрезмерное использование электронных средств обучения может нанести вред здоровью детей и педагогов.

«Интерактивные доски сейчас достаточно энергично модифицируются, поэтому те доски, по которым уже есть какие-то наработанные научные данные, сейчас начинают в какой-то степени устаревать. Новые технические возможности и новые модификации досок требуют таких же исследований и даже, может быть, более развернутого наблюдения.

Конечно, пока нельзя сказать, что интерактивные доски у нас введены повсеместно. Но в частности в московских школах их появление связано с тем, что в столице действует система "Московская электронная школа". Она предполагает оснащение школ интерактивными панелями, которые совершенно по-другому передают изображение и не всегда рационально используются.

Мы сталкиваемся с ситуациями, когда поступают активные жалобы не только от детей, но даже от учителей, которым приходится в течение всего учебного дня активно использовать эти доски. Исследования в этой области начаты, но нельзя сказать, что сегодня мы располагаем обстоятельными данными о том, как регламентировать использование этих досок в школах.

Несколько лет назад НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков проводил исследования в классе, где используются панельные доски. Педагог заканчивала рабочий день вся в слезах — это реакция на работу с цифровой доской», — 
вспоминает Степанова.

Слова эксперта позволяют сделать однозначный вывод: использование доски все-таки не проходит бесследно для зрения человека. Просмотр светящегося экрана в течение всего учебного дня — это серьезная нагрузка на глаза даже для взрослого, не говоря уже о ребенке.

«Сегодня перед учеными стоит задача: обосновать такие требования, которые бы обеспечивали удобное считывание информации с интерактивных панелей. Необходимо установить четкие нормы: размер и характер шрифта, минимальные размеры изображения, которое подается на экраны, чтобы информацию было одинаково удобно воспринимать и с первой, и с последней парты.

Есть еще одна большая проблема: к сожалению, у нас нет культуры использования интерактивных досок. Их надо отключать, когда они не используются, переводить в спящий режим — это, к сожалению, мы встречаем редко. Это еще и следствие того, что нет соответствующего инструктажа учителей на эту тему, чтобы они формировали на доске такой контент, который был бы читаем всеми без напряжения. Вопросов остается еще достаточно много», 
— признается Степанова.

Также ученый подтвердила: одним из самых распространенных заболеваний среди школьников, связанных с учебным процессом, продолжает оставаться близорукость.

«Структура так называемых школьно обусловленных патологий не меняется в последнее годы. Но мы провели наблюдение: наши специалисты в течение десяти лет, то есть на протяжении всего периода обучения в школе, отслеживали состояние здоровья группы детей. И этот мониторинг показал, что очень резкими темпами возрастает именно показатели нарушения зрения у учащихся. Конечно, мы это связываем не только со школой, а вообще с тем, что детство сейчас у нас погружено в гаджеты. Но, безусловно, зрительная нагрузка в школе тоже не уменьшается, а наоборот, увеличивается. Ее характер меняется: она становится более агрессивной. Ребят ведь тоже никто не учит, как правильно использовать гаджеты, как надо профилактировать нарушения зрения, особенно если к этому уже есть показания», — заключает доктор медицинских наук.

Помимо мнения завлабораторией НИИ гигиены и охраны здоровья детей ФГАУ НМИЦ уместно будет привести мнение ее коллеги — главного специалиста по гигиене детей и подростков Минздрава России, директора НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков Научного центра здоровья детей, члена-корреспондента РАН Владислава Кучмы. Ниже последуют цитаты из интервью Кучмы «Медицинской газете» (выпуск N 95 от 16 декабря 2016 г.), которое сегодня как никогда актуально.

«Сегодня в образовательном процессе применяются самые разнообразные новшества, гаджеты, при этом исследования по их использованию в реальных условиях не проводились. Да, учителя отмечают повышение мотивации к обучению. Плюсы, несомненно, есть. Но какова цена вопроса? Пока мы видим, что развиваются признаки утомления, страдает зрительный анализатор и т.д. Недавно главный государственный санитарный врач Анна Попова упомянула, что удельный вес детей с пониженной остротой зрения за период от поступления в школу до перехода к предметному обучению увеличивается в 2 раза, а нарушения осанки — в 1,6 раза.

Интенсификация обучения, увеличение нагрузок без учета возможностей детского организма не проходят бесследно. Мы уже не удивляемся тому, что растет распространенность реакций гипертонического типа у учащихся, отмечаются ухудшения со стороны нервной, опорно-двигательной систем, зрительного аппарата. Это — последствие высоких нагрузок. Поэтому очень важно, чтобы все педагогические инновации получали гигиеническую оценку, а их внедрение происходило при сопровождении медиков. Мы давно сказали сфере образования, что не собираемся ничего запрещать, а предлагаем выработать рекомендации ребенку, учителям, родителям. Если наши специалисты установили, что дети младших классов, работая с ридерами, хуже запоминают, чем читая обычный учебник, учитель должен же это знать и понимать, что ребенку придется прочесть текст не один раз, а два. А это — нагрузка на зрительный аппарат. Так, может быть, в начальной школе лучше использовать традиционные учебники?

Сегодня в образовательном процессе применяются самые разнообразные новшества, гаджеты, при этом исследования по их использованию в реальных условиях не проводились. Да, учителя отмечают повышение мотивации к обучению. Плюсы, несомненно, есть. Но какова цена вопроса? Пока мы видим, что развиваются признаки утомления, страдает зрительный анализатор и т.д.

Возьмем излучения от компьютеров, Wi-fi, мобильных телефонов… Да, уровни небольшие, но действуют они постоянно. И действуют не на взрослого человека, а на растущий организм. Как влияет вся сумма факторов? Конечно, это требует исследований. А в практической жизни мы видим, что в процессе обучения продолжается рост заболеваемости, функциональных отклонений. Более того, у детей отмечается типичная патология офисного работника. Зарубежные исследования показывают, что, когда ребенок работает с планшетом, начинает страдать нервно-мышечный аппарат руки.

В законе о санэпидблагополучии записано: режимы, технологии обучения могут использоваться и внедряться в образование при наличии заключения об их безвредности для здоровья, соответствии санитарным требованиям. Сегодня же школы вовсю экспериментируют, внедряя планшеты и прочие технические средства безо всякого заключения. А если речь будет идти об электронных программах обучения, то сама лексика, само определение попадают под эту статью закона и, наверное, служба Роспотребнадзора может проявить здесь принципиальность и проверять более жестко. Сейчас можно сосчитать на пальцах рук те технологии, которые прошли экспертизу и имеют заключение о том, что безвредны. Все остальное многообразие, что мы видим в школе, — на совести учителей и администрации образовательной организации.

У школьного врача достаточно большая текущая нагрузка: кому-то нужна консультация, у кого-то голова заболела, кто-то упал… Кроме того, на его плечах лежит вакцинация. А вот профилактическую деятельность плохо видно. Ее результат проявится через энное количество лет. Данный момент, видимо, является решающим и для чиновников, многие из них стараются не вкладываться в профилактику, предпочитают построить перинатальный центр, открыть центр восстановительной и реабилитационной помощи, когда эффект сразу виден. Но надо объяснять, учить, доказывать важность предупредительной медицины», 
— рассказывает член-корреспондент РАН Кучма.

И снова мы видим, как авторитетный ученый прямо говорит о вреде ЭМ-излучения для детских организмов, о серьезных нарушениях зрения и осанки школьников, наконец, об их неспособности визуально воспринять материал с первого раза при использовании электронных средств обучения! Кучма, как и Степанова, убежден: необходимо строго прописывать СанПиНы, доводить информацию о необходимости их соблюдения до директоров школ. Он также отмечает, что в свое время существовал совместный координационный совет двух министерств (образования и здравоохранения), который возглавляли заместители министра. Совет регулярно собирался, обсуждал проблемы, находил пути их решения, а сейчас, когда здоровью наших детей в школах угрожает столь серьезная опасность, ничего подобного нет.

В связи со всем вышеизложенным, в связи с тревожными сообщениями от родителей, которых безальтернативно заставляют вести детей в «электронную» школу, «Катюша» и Общественный уполномоченный по защите семьи призывают главного внештатного детского специалиста Минздрава по медпомощи в образовательных учреждениях профессора Жанетту Горелову отчитаться о мерах, которые давно должны приниматься в рамках защиты подрастающего поколения от чудовищного эксперимента по цифровизации образования. Также напоминаем неравнодушным родителям про возможность обращения в Роспотребнадзор/Рособрнадзор против РЭШ/МЭШ (образец заявления для родителей доступен по ссылке ).

Между прочим, рекомендации Роспотребнадзора и Минздрава отражают требования федерального законодательства в сфере защиты и профилактики детского здоровья. Реализация проекта МЭШ не соответствует этим требованиям и должна быть запрещена, а внедряющие ее лица — привлечены ко всем видам ответственности.

РИА Катюша

Картина дня

наверх