На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 406 подписчиков

Свежие комментарии

  • Severyanin
    Землю ей надо? Ей психиатра надо.Россия, берегись:...
  • Boris Max
    Безнаказанность приводит  к разнузданности... А почему папа прокурор ещё при должности?«У меня папа прок...
  • Валерий Викторович Баженов
    Похоже российский проект "Казахстан" пора прекращать. Религии как вредные для общества запретить. Все книги религиозн...Россия, берегись:...

Отец. Игорь Кон

Если семья неполная

Многочисленные исследования убедительно показали, что отсутствие отца сопряжено с рядом отрицательных последствий для ребенка. Так дети, выросшие без отца, часто имеют пониженный уровень притязаний; у них, особенно у мальчиков, выше уровень тревожности, чаще встречаются невротические симптомы; мальчики в неполных семьях чаще с трудом общаются со сверстниками; отсутствие мужчины в доме отрицательно сказывается и на успеваемости, и на самоуважении детей – опять же особенно мальчиков; они хуже усваивают мужские роли и соответствующий стиль поведения, а потому часто преувеличивают, гипертрофируют "маскулинность" своего поведения (грубость, драчливость и т. п.).

Что и говорить, данные грустные. Но как изучение болезни не всегда дает ключ к выздоровлению, так и исследование безотцовщины недостаточно для понимания роли отца в воспитании. Ведь тут, помимо отсутствия отца, сказываются и другие факторы. Во-первых, неполная семья порой испытывает материальные трудности. Во-вторых, в ней объективно меньшие воспитательные возможности. В-третьих, мать, лишенная мужской поддержки, психологически травмирована, это отражается и на ее отношении к детям. Требуя от детей дисциплины, такие матери иногда больше заботятся о формальном послушании и вежливости, чем об эмоциональном благополучии ребенка. Бывает, они чрезмерно опекают детей, особенно единственных. Это легко понять: все силы нерастраченной женской любви переносятся на ребенка, которого мать старается оградить от всех опасностей – действительных и воображаемых. И хотя такое невротическое чувство кажется бескорыстным и жертвенным, в действительности оно эгоистично и отрицательно сказывается на ребенке. Чрезмерно опекаемый, занянченный ребенок нередко вырастает пассивным, вялым, физически слабым, либо начинает бунтовать. Как показывают психологические исследования, крайняя зависимость от матери часто сочетается у подростков с чувством враждебности к ней: не очень-то приятно вечно чувствовать себя маленьким и кому-то принадлежащим.

Таким образом, уже простое наличие мужчины в доме – важный фактор воспитания. Независимо от характера отца (разумеется, в пределах нормы) его присутствие как бы вносит гармонию в семейную структуру. В хорошей благополучной семье детское воображение может отчасти восполнить недостающие отцу качества. Не случайно, например, даже весьма либеральные отцы кажутся подросткам более строгими, чем матери.

Воспитатель

Но отец – не просто символ, абстрактное воплощение мужского начала. Его личные качества, стиль его жизни также сильно влияют на детей. Психологические исследования показывают, что сыновья холодных, отчужденных отцов чаще бывают застенчивы, тревожны, их поведение более антисоциально. Напротив, эмоциональная близость с отцом положительно отражается на юношах.

Обычно думают, что отцовское влияние сильнее всего в подростковом возрасте. Психологические исследования показывают: чем меньше ребенок в момент потери отца, тем серьезнее и глубже последствия такой потери. Да, для подростка уход отца – большая психологическая драма, но он все же может восполнить дефицит мужского начала общением с родственниками или, что всего важнее, со сверстниками. Маленький ребенок (это касается и мальчиков, и девочек) хотя и не осознает еще своей потери, но при этом не имеет возможности ее восполнить. Даже для младенческого возраста отец и мать, по-видимому, не вполне взаимозаменяемы. Психолог М. Лэм систематически наблюдал, как родители играют, контактируют с 7-13 месячными младенцами. Оказалось, что мать больше ласкает ребенка, играет в привычные для них игры, развлекает игрушками. Отец же чаще вовлекает его в силовые игры, а также в игры необычные, стихийно возникающие, которые особенно нравятся детям. Различны и мотивы, по которым родители берут ребенка на руки. Мать большей частью делает это, ухаживая за ним, стараясь успокоить, ограничить активность. Отец же берет младенца специально для игры или потому, что именно младенец этого просит.

Да и в старшем возрасте отцы больше поощряют самостоятельность, исследовательскую деятельность ребенка, помогают овладевать умениями, навыками.

Роль отца особенно велика при воспитании мальчика. Хотя сам по себе этот факт общеизвестен, объяснение его неоднозначно. Проще всего сослаться на различие половых ролей, ради усвоения которых мальчик должен быть ближе с отцом, а девочка – с матерью. Но психология этого процесса очень сложна. Усвоение мужского стиля поведения совсем необязательно связано с восприятием личных качеств "модели". Для формирования мужского характера нужны особые, дополнительные усилия, причем отцы уделяют этому гораздо больше внимания, чем матери, заботясь, чтобы мальчик рос сильным, смелым, решительным, соответствовал идеалу мужчины. Однако дело не сводится только к усвоению мужской роли.

Принято считать, что отцы вообще строже и требовательнее к детям, чем матери. На самом же деле это зависит от пола ребенка. Мужчинам легче удается добиться дисциплины у мальчиков, женщинам – у девочек, тогда как эмоциональную поддержку сыновья, напротив, чаще находят у матери, а дочери – у отца. С этим, кстати, связаны и некоторые семейные конфликты.

Мужчины, как правило, хотят иметь сыновей и уделяют им, особенно первенцам, значительно больше внимания и времени, чем дочерям. Есть данные, что годовалый сын получает от отца вдвое больше внимания, чем дочь того же возраста. Чем дальше, тем еще более увеличивается эта разница, наводя на мысль, что отцы вообще сильнее любят сыновей, чем дочерей. Но согласитесь – ведь и конфликтов между отцом и сыном гораздо больше! Выражение "конфликт отцов и детей" подразумевает не только разницу возрастов и поколений! В патриархальном обществе этот конфликт имел социальный смысл – желание выросшего подростка освободиться из-под гнетущей власти отца, владельца и распорядителя семейной собственности. Но есть здесь и психологический ракурс. Видя в сыне прямого продолжателя своего рода, а иногда и дела, отец сплошь и рядом связывает с ним завышенные и даже явно иллюзорные ожидания, переживая их неудачу как обман доверия. Чем более властным и авторитетным является отец, тем труднее ему признавать право сына на собственную независимую жизнь, даже если сам он в его возрасте поступал точно также. К дочерям, с которыми отцы не связывают таких надежд, они часто обращаются терпимее и снисходительнее. Следовательно, речь идет не о различии силы отцовской и материнской любви к детям, а о ее качественной специфике.

Воспитуемый

Но отцовские чувства и отцовская роль сами требуют определенного воспитания, обучения.

Противоречивость становления мужского характера – явление довольно универсальное. Суровый антифеминизм, исключительность мальчишеских компаний – все это, видимо, стихийное средство, когда подросток хочет вырваться из феминизирующего влияния семьи, из материнской опеки. Противодействовать этой силе, консолидирующей мужское начало, трудно, а иной раз и опасно. Тем не менее, это не исключает возможности и необходимости параллельного воспитания у мальчиков определенной культуры чувств.

Современная психофизиология убедительно доказала: родительские чувства отличаются большой пластичностью. Они гораздо сильнее зависят именно от воспитания, чем от истинного предрасположения. Например, сила эмоциональной привязанности матери к ребенку зависит и от того, был ли это ребенок желанным или нет, насколько тесным и длительным является ее контакт с новорожденным; чем раньше и продолжительнее этот контакт, тем сильнее и материнское чувство, когда инстинкт подкрепляется опытом и привычкой.

Все это верно и в отношении отцов. Когда рождается ребенок, мужчина приобретает и много неприятностей, связанных с этим: дополнительные материальные заботы, бытовые обязанности, вроде стирки пеленок, уменьшение внимания со стороны жены, занятой малышом, нарушение сна плачем ребенка… и никаких удовольствий. Поэтому неправы матери, бабушки, тещи, которые, считая, что отцы не умеют ухаживать за младенцами, полностью отстраняют их от этого. Доказано, что чем раньше отец приобщается к уходу за младенцем, чем активнее будет он это делать, тем сильнее, глубже становятся его родительские чувства. Психологически подготовленные отцы охотно любуются новорожденными, испытывают физическое удовольствие от прикосновения к ним (правда, чаще это происходит в отсутствие матери) и нисколько не уступают матерям в искусстве ухода за ребенком. Это и способствует более тесным эмоциональным связям между отцом и ребенком. По данным одного исследования, уже четырехнедельные младенцы реагировали на отцов иначе, чем на посторонних, даже когда отцы не несли главной заботы по уходу. Чем интенсивнее отец обращается с ребенком, тем сильнее эмоциональный отклик последнего, а это, в свою очередь, пробуждает в мужчине очень глубокую привязанность. Привязанность, которая важна не только для будущих отношений отца с ребенком, но и для самого мужчины.

Я остановился на проблеме новорожденных только ввиду ее новизны и недооценки. Но, конечно отец важен на всех стадиях развития ребенка. Разумеется, не вместо матери, а вместе с нею. Их общий вклад в воспитание ребенка можно разграничить только в абстракции, либо когда в семье неладно. Слова "Родина-мать" и "Отечество" – синонимы. Точно так же неразрывны в сознании ребенка его родители при всех их индивидуальностях.

"Неделя" № 11 (991), 1979 г. С сокращениями.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх