На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 482 подписчика

Свежие комментарии

  • Air
    Надо добить фашизм  в его логове: Вашингтон, лондон, париж, берлин, хельсинки, брюссель... Победа будет за нами!Европа снова гото...
  • Лидия Курзаева
    "Европа снова готовится к «крестовому походу» на Россию"    Уверена, что если и правда  на Западе надумают напасть на...Европа снова гото...

В Европе – вакханалия

ВАЛЕРИЙ БУРТ

«Все богохульные умы, все богомерзкие народы…»

Дискредитировать Россию любой ценой!

В Европе – вакханалия. Пресловутая «культура отмены» превратилась в отмену культуры с попытками стереть, забыть все русское – искусство, музыку, литературу. Эхо военных действий на Украине разносится над картинными галереями, библиотеками, концертными залами…

Ветер русофобии давно обдувал просторы Запада, но то была тихая нелюбовь. Лишь порой она начинала бурлить, как во время Крымской войны, когда против России ополчилась вся Европа. Ф.И. Тютчев тогда писал: «Все богохульные умы, / Все богомерзкие народы / Со дна воздвиглись царства тьмы / Во имя света и свободы!».

Нынешний разгул русофобии в Европе, пожалуй, не имеет аналогов.

За рубежом запрещаются фильмы, спектакли, концерты, выставки с участием представителей России. Это касается не только известных артистов, музыкантов, художников наших дней; персонами нон грата в Европе объявлены Пушкин, Достоевский, Чехов, Чайковский, Глазунов.

..

А ведь известный украинский режиссер белорусского происхождения Сергей Лозница говорил: «Требование бойкота русскоязычной культуры, которая является также и достижением, и богатством Украины, архаично и деструктивно по своей природе. Более того, оно в корне противоречит европейским принципам культурного плюрализма и свободы выражения».

Гонения обрушились и на российских спортсменов: они отстранены от международных соревнований. Русофобия распространяется, как зараза. «Они сами себя лишают части мировой культуры», – заметил Путин.

Да, не все на Западе пытаются выкорчевать российскую культуру. Недавно в Ла Скала с большим успехом состоялось представление оперы Мусоргского «Борис Годунов». Главную партию исполнял бас из России Эльдар Абдразаков. Показ спектакля ознаменовал открытие зимнего театрального сезона в Италии. Рассказ об этом событии газета Giornale поместила под заголовком «Триумф искусства вне всяких преград: Россия – часть европейской истории». Переполненный зал приветствовал овациями не только артистов, но и пришедшего на спектакль президента Италии Серджо Маттареллу. Публика благодарила его за то, что он помог, несмотря на бешеные протесты, в том числе украинского посольства, устроить представление.

Но это – опера Мусоргского в Италии, где ценят русское оперное искусство. А так европейская политическая тусовка готова представить русскую культуру инструментом «коварного Кремля», соорудив новый вид идеологического оружия.

Нельзя сказать, что это оружие неэффективно. Французский композитор Владимир Косма говорит: «Всё это я нахожу печальным, нелепым и смехотворным. Не знаю, как это организовано. Но когда я слышу, что говорят про Россию по телевидению, мне становится страшно. Я всего этого в вашей стране не видел и ничему не верю. Но вы же знаете, что такое промывание мозгов?! Если с утра до вечера вам твердят одно и то же, то в конце концов вы начинаете терзаться вопросом: "А если все это правда? Может, я действительно заблуждаюсь?"».

Если гонения на русскую культуру в Европе можно назвать возмутительными, то уничтожение памятников Второй мировой войны и захоронений советских воинов иначе как омерзительным не назовешь. И всё это продолжается, некому остановить разгром исторической памяти. Осталось совсем немного, и в Европе будут стерты все следы победы над фашизмом, решающую роль в которой сыграл Советский Союз.

До какой точки всё это дойдёт? Никто не знает. Россию делают для Запада врагом без всяких оговорок.


ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ

Танкерный флот – для России вопрос стратегический

«Вредительство 90-х, когда был уничтожен торговый флот СССР, продолжается»

С 5 декабря вступило в силу эмбарго на поставку российской нефти по морю в страны ЕС. Одновременно установлен лимит цен на нефть РФ, поставляемую морем в другие страны на уровне 60 долларов за баррель.  Российские компании, продающие нефть, а также покупающие её по более высокой цене, будут наказываться.

Под наказание (вторичные санкции) подпадут и те, кто будут оказывать содействие в совершении подобных сделок. Это, во-первых, судоходные компании, предоставляющие свои танкеры для перевозки нефти.  Во-вторых, организации, осуществляющие финансирование сделки (кредитование, расчеты, открытие аккредитивов и проч.). В-третьих, компании, страхующие перевозчиков нефти.

В российских СМИ санкцию под названием «ценовой потолок» называют «бессмысленной», «неэффективной» и даже «вредной» (имеется в виду вред для тех, кто такую санкцию вводит). Прежде всего, то, что Запад сам себя наказывает данной мерой, подстегивая рост цен на черное золото. Пока, между прочим, цены на русскую нефть относительно невысоки. А учитывая, что многие импортеры (Китай, Индия и др.) получают дисконт по цене в 20-30%, то русская нефть спокойно проходит через санкционное сито Запада.  Нефть сорта Urals, по данным Bloomberg, продавалась в портах Новороссийска и Приморска по цене 52 доллара за баррель. Некоторые российские эксперты горько шутят: нам никакого лимита цен не надо, он и так действует в виде дисконтов, на которые Россия согласилась. Может быть, дисконты были бы еще больше, но у России есть естественный предел – 50 долларов за баррель, такова себестоимость добычи черного золота в России с учетом налогов.

Международные морские перевозки нефти страхуются почти исключительно британскими компаниями. Последние уже заявили об ограничениях по работе с русским экспортом, но этот барьер уже обходится.  О готовности страховать транспортировку российской нефти заявила Российская национальная перестраховочная компания – РНПК.

А цена российской нефти после 5 декабря, конечно, вырастет. Это плата за риск перевозки российской нефти, находящейся под санкциями.  В конце ноября агентство Bloomberg сообщало, что владельцы танкеров подняли стоимость фрахта судов для доставки российской нефти накануне вступления в силу новых санкций ЕС, часть из них отказываются везти Urals.  Если раньше стоимость фрахта танкера из терминалов в портах Балтийского моря до Индии составляла от 9 млн до 11,5 млн долларов, то теперь выросла до 15 млн долларов. Надо также учитывать, что ранее доставка нефти по морю европейским потребителям составляла несколько дней. А теперь транспортировки нефти идут преимущественно на восток. Удлиняются маршруты, сроки, растут издержки на фрахт. Импортные морские транспортные услуги до сих пор обходились российским компаниям в 10-15 млрд долл. ежегодно. Санкции могут увеличить эти расходы как минимум в полтора раза.

До последнего времени доставка российской нефти по морю осуществлялась преимущественно европейскими судоходными компаниями. Танкеры были зарегистрированы на Кипре, Мальте и в Греции – юрисдикциях Европейского союза.  Наверняка контроль Брюсселя над европейскими судоходными компаниями после 5 декабря будет усилен. И санкции против нарушителей могут выражаться не только в виде штрафов, но также арестов судов, даже их конфискаций.

Однако проблема транспортировки в условиях санкций тоже решаема. Так, судоходные компании меняют флаги прописки (регистрации) своих танкеров, выводя их из-под юрисдикции ЕС. К началу декабря пятая часть всех нефтяных танкеров, зарегистрированных на Кипре, сменили свою прописку на неевропейскую. Вероятно, новыми адресами прописки стали Либерия, Панама и другие экзотические юрисдикции. В абсолютных цифрах речь идет о потере кипрским регистром судов около 900 тысяч тонн тоннажа. Процесс делистинга нефтяных танкеров из регистров Греции и Мальты в целях обхода антироссийских санкций принял еще больший масштаб. Около 50 танкеров покинули с начала года регистр Мальты – крупнейший в Европе. Греция является одной из ведущих стран в области морских перевозок, располагая более 5,5 тысячи судов и контролируя примерно 21 процент мирового торгового флота.  Сколько судов вышло уже из регистра Греции, неизвестно. Однако потери для страны будут серьезные.

В СМИ появилось большое количество публикаций, в которых говорится о стремительно происходящем процессе создания «теневого флота» для перевозки российской нефти в условиях санкций.  Почти все сообщения на данную тему – из-за границы. Так, в начале декабря Financial Times опубликовала статью Russia assembles shadow fleet’ of tankers to help blunt oil sanctions (Россия собирает «теневой флот» танкеров, чтобы с его помощью обходить нефтяные санкции). Статья ссылается на судоходную брокерскую компанию Braemar, которая сообщила, что Россия купила  109 старых танкеров. В их числе 31 судно типа Suezmax (на миллион баррелей каждый) и 49 штук судов типа Aframax (на 700 тысяч баррелей).  «Купленные суда имеют возраст 12−15 лет и будут списаны в ближайшие несколько лет. Мы уверены, что большинство этих судов предназначены для России», − сообщил Ануп Сингх, руководитель отдела исследований танкерного флота Braemar.

А вот информационный ресурс TradeWinds 2 декабря сообщил, что почти 400 нефтяных танкеров были проданы неизвестным покупателям или новичкам в этом секторе после вторжения России на Украину. В материале отмечается, что «сотни «неизвестных» владельцев взяли под свой контроль танкеры» и что «европейские реестры сообщают об исходе, поскольку владельцы ищут способы продолжить перемещение российских объемов».

Согласно анализу VesselsValue для TradeWinds, покупатели были определены как неизвестные в 267 сделках в период с 24 февраля по 22 ноября, а еще 126 были определены как новые для сектора. Продажи включают 79 афрамаксов (aframaxes), 27 суэцмаксов (Suezmax) и 42 очень больших танкера для перевозки сырой нефти. TradeWinds приводит оценку судового брокера Барри Рольяно Саллеса, который определил около 150 недавно проданных судов, от небольших танкеров до крупнотоннажных танкеров класса VLCC, которые можно было бы использовать в «темном» флоте, перевозящем российскую нефть. Эндрю Уилсон из отдела исследований BRS Brokers оценивает, что в «теневых» флотах России, Ирана и Венесуэлы работает более тысячи перевозящих нефть судов. По данным исследовательской организации Clarksons Research, общий мировой танкерный флот насчитывает 11.716 судов.  Получается, что около 9 процентов всего танкерного флота мира занимается «теневым» обслуживанием трех нефтедобывающих стран.

В публикации TradeWinds от 28 ноября обращается внимание на то, что растет  скупка старых танкеров по нереально высоким ценам: «Возможно, самые интересные процессы происходят вокруг стоимости танкеров 10-летнего возраста и старше, − говорилось в еженедельном отчете сингапурских брокеров Gibson Shipbrokers. − Самый большой рост зафиксировали на 15-летние суда класса Suezmax, которые подорожали на внушительные 58,5% в этом году. В то же время 10-летние VLCC выросли в цене на 20,5%. Подорожание спровоцировали запросы в основном покупателей с Ближнего Востока, из России и Азии, которые создают флот для перевозки российской нефти».    Примерно то же говорит Стивен Гордон, руководитель отдела исследований судовой брокерской компании Clarkson PLC: «Цены на стареющие суда, которые обычно отправляются на свалку, стремительно растут. Средняя цена 15-летних крупных судов для перевозки сырой нефти выросла в среднем на 37%, до 52 млн долл., за последние шесть месяцев». Мало того что ржавые суда продаются по цене, близкой к цене новых. В любой момент эти суда могут пойти на дно вместе с нефтью. А это будет самая настоящая экологическая катастрофа.

В контексте рассматриваемой проблемы возникает ряд вопросов. Например: «Почему Россия пользовалась до последнего времени не танкерами собственного производства, а прибегала к услугам преимущественно европейских судоходных компаний?» И ещё: «Почему для обхода нефтяных санкций коллективного Запада Россия в нынешнем году стала скупать по завышенным ценам разный утиль вместо того, чтобы переключиться на танкеры собственного производства?»

Ответ следующий. В СССР был свой нефтяной танкерный флот, было свое собственное производство танкеров (суда проекта 1511 «Крым» делали на судостроительном заводе «Залив» в Керчи).  Но когда Советский Союз развалился, развалилось и производство танкеров. А те танкеры, которые составляли торговый флот страны, были порезаны на металл. А потом РФ стала прибегать к услугам зарубежных перевозчиков черного золота. И кое-что закупала по импорту для своего танкерного флота (который, естественно, регистрировался в разных «Панамах»).  

Суда танкерного флота России были ликвидированы в начале 2022 года. Довольно темная история. Вот что о ней пишет российский журналист Иван Рыбин: «… весной сего года Россия по дешёвке распродавала отличные суда, в том числе и танкеры. Компания «Совкомфолот» вынуждена была начать распродажу своего флота, так как западные банки, которым она была должна, потребовали срочно свои деньги. Наши власти помогать морякам тогда отказались, хотя сумма по меркам государства была мизерной. Валюты у РФ навалом, а иностранные банкиры требовали именно её. Но чиновникам всё это не надо. Вредительство 90-х, когда был уничтожен торговый флот СССР, продолжается». 

Конечно, еще в 2014 году, когда начались первые санкции против России, многие предвидели, что Запад попытается перекрыть российский экспорт нефти через запрет использования транспортных услуг судоходных компаний Европы (и всего Запада). И что нам надо воссоздавать производство нефтяных танкеров и формировать собственный флот. После долгой раскачки власти России, наконец, приняли решения об импортозамещении в области производства танкеров и танкерных перевозок. Базой этого производства была определена судоверфь «Звезда» (Приморский край).  Первая часть производственных мощностей верфи введена в эксплуатацию в 2016–2017 годах. В 2018 году на судоверфи были заложены первые нефтяные танкеры. На этой закладке присутствовал президент РФ Владимир Путин. «Роснефть» заключила контракты на строительство 25 судов.  В 2020 году был спущен на воду и сдан заказчику в лице «Роснефти» первый танкер «Владимир Мономах» проекта 114К. На тот момент, как сообщали СМИ, на верфях было начато производство шести судов. Летом 2021-го спустили на воду второй танкер — «Санкт-Петербург». Пока сообщений о новых спусках не поступало. Импортозамещение идет ни шатко ни валко. Да и можно ли это назвать импортозамещением? Специалисты говорят, что это лукавая «локализация». Из Южной Кореи поступают почти готовые нефтяные танкеры, а на судоверфи «Звезда» их лишь «доводят» и раскрашивают в «национальные цвета». А поскольку Южная Корея сегодня в стане коллективного Запада, вероятно, дальнейший процесс импортозамещения-локализации резко затормозился.

Власти России понимают, что налаживание производства собственных танкеров – вопрос первостепенный, относится к сфере национальной безопасности.    По мнению экспертов, России нужно более 240 танкеров, чтобы сохранить текущий экспорт. Сегодня дефицит сохраняется и составляет 60-70 судов. Глава ВТБ Андрей Костин оценил расширение отечественного танкерного флота в сумму не менее одного триллиона рублей. В октябре российский вице-премьер Александр Новак в очередной раз заявил, что Россия будет развивать собственный танкерный флот для того, чтобы уйти от «услуг» иностранных перевозчиков. Все правильно, только надо быстрее. Гораздо быстрее. И чтобы было полноценное импортозамещение, а не пресловутая локализация. 


ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ

Угроза «логических бомб»

К чему приводят дыры в блокадном занавесе

США и их союзники внимательно следят за тем, как исполняются антироссийские санкции. Запад резонно полагает, что одной из наиболее болезненных для России санкций является запрет на поставку микрочипов и другой электроники, которая может быть использована в производстве оружия и военной техники. Соответственно, Запад пристально отслеживает, насколько эффективно исполняется данный запрет. На этот счёт есть, в частности, интересные расследования, проводимые журналистами и независимыми экспертами.

Одно такое расследование было проведено лондонским Королевским объединённым институтом оборонных исследований (Royal United Services Institute for Defence and Security Studies – RUSI). Доклад по итогам расследования появился в августе: «Предварительные уроки обычных боевых действий после вторжения России в Украину: февраль – июль 2022 г.» (Preliminary Lessons in Conventional Warfighting from Russia’s Invasion of Ukraine: February – July 2022). В докладе отмечалось, что несмотря на то, что буквально 24 февраля большинство высокотехнологичных компаний коллективного Запада объявили о прекращении поставок в Россию чипов и других электронных компонентов, поставки все-таки продолжались.

Главным в докладе было полевое исследование пяти экспертов RUSI, находившихся на Украине несколько месяцев. За это время они изучили 27 образцов самого современного российского оружия, захваченного, сбитого или оставленного российскими войсками. Внимание экспертов было сфокусировано на выявлении деталей, компонентов, узлов нероссийского происхождения. Всего в новейшей российской технике выявлено более 450 импортных компонентов, в первую очередь из США, Японии, Тайваня, Кореи и европейских стран. Но 70% компонентов имели американское происхождение. По данным RUSI, с 24 февраля до конца мая в Россию было поставлено более 15 тысяч партий западных электронных компонентов, причем большая их часть была американского производства. Я достаточно подробно описал содержание доклада в статье «Западная электроника в сердце российской военной машины».

И вот 13 декабря появились результаты нового расследования на ту же тему, проведенного RUSI и информационным агентством Reuters. Доклад называется «Цепочка поставок, которая поддерживает приток технологий в Россию» (The supply chain that keeps tech flowing to Russia) Новый доклад содержит цифры и факты, относящиеся преимущественно к периоду с начала апреля по конец октября 2022 г.

В новом докладе признается, что в период с августа по конец октября поток микроэлектроники в Россию не снизился по сравнению с предыдущими месяцами.

Российская таможенная служба ещё в марте месяце закрыла значительную часть оперативной статистики по экспорту и импорту Российской Федерации. В том числе по импорту продукции электроники и микроэлектроники. Но, видимо, RUSI и Reuters сумели добыть секретную информацию Федеральной таможенной службы РФ по импорту такой продукции. Итак, по данным ФТС с 1 апреля по 31 октября (т.е. за семь месяцев) Россия получила по импорту электронные компоненты на сумму не менее 2,6 млрд долларов, в том числе чипы на 777 млн долларов производства западных фирм – Intel Corp, Advanced Micro Devices (AMD), Texas Instruments, Analog Devices, Infineon. Это те чипы, которые были обнаружены в российском оружии, применяемом в СВО.

На первом месте среди американских фирм стоит Intel Corp; поставки ее продукции в Россию за семь месяцев составили 457 млн долл. Приводится помесячная статистика поступлений продукции Intel Corp в Россию (млн долл.): апрель – 30,38; май – 40,73; июнь – 52,83; июль – 69,14; август – 85,91; сентябрь – 90,26; октябрь – 87,96. Как видим, просматривается тенденция к наращиванию поставок.

Авторы доклада пытаются проследить маршруты движения продукции микроэлектроники в Россию. Конечно, это поставки через третьи страны. В докладе упоминаются такие «промежуточные» страны, как Турция, Гонконг и Эстония. На их территориях действуют фирмы-посредники («фирмы-прокладки»).

Такой фирмой является, например Azu International. Она была специально создана для поставок запрещённых компонентов в Россию, зарегистрирована в Турции в марте 2022. А уже через неделю приступила к поставкам в РФ американских комплектующих. До конца октября стоимость таких поставок составила 20 млн долларов. Кстати, турецкий бизнесмен Гоктюрк Агваз, соучредитель Azu International, одновременно является руководителем немецкой фирмы Smart Impex. Последняя до 24 февраля занималась поставками электронных комплектующих в Россию. А после этого переключилась на экспорт в Турцию, откуда запрещенная продукция стала реэкспортироваться в Россию.

В марте генеральный директор московской логистической фирмы Novelco Григорий Григорьев зарегистрировал в Турции компанию Smart Trading, которая приступила к поставкам в Россию американских полупроводников. Поставки составили к концу октября не менее 660 тысяч долларов.

А вот зарегистрированная в Гонконге фирма Pixel Devices. Она была создана гражданином России Кириллом Носовым (правда, сам он в персонале фирмы не числится). Главным партнёром Pixel Devices является российская фирма КомпЛига (Петербург), которая за семь месяцев закупила у гонконгской фирмы электроники на 210 млн долларов, в том числе продукции американских компаний Intel и AMD не менее чем на 50 млн долларов.

Ещё одна подобная фирма  Elmec Trade, зарегистрированная в Таллине; генеральный директор – Александр Фоменко. Эстонская компания за семь месяцев поставила в Россию микроэлектроники на сумму не менее 17 млн долларов, в том числе продукцию американского производителя микросхем Analog Devices.

В докладе в фокусе внимания оказались некоторые российские фирмы-импортеры микроэлектроники, которые имеют несколько партнёров в «дружественных» странах. Например, ООО «Фортап» из Санкт-Петербурга, фирма была создана российским бизнесменом в апреле и с тех пор импортировала электронику на сумму не менее 138 миллионов долларов, включая комплектующие из США. Одним из главных поставщиков «Фортап» является турецкая компания Bion Group Ltd Sti. Еще один российский импортер – ООО «Титан-Микро». Его партнеры – фирмы в Гонконге и Турции, связанные с гражданами России.

Ещё раз повторю, что главным выводом доклада является заключение о том, что эффективность антироссийских санкций по микроэлектронике оказалась низкой, импорт запрещённой продукции в Россию даже растёт. В докладе приводится следующее сообщение представителя министерства торговли США: «С начала вторжения доступ России к полупроводникам из всех источников сократился почти на 70 процентов благодаря беспрецедентным действиям коалиции из 38 стран, собравшихся вместе, чтобы отреагировать на агрессию Путина. Неудивительно, что Россия прилагает все усилия, чтобы обойти контроль». Агентство Reuters обратилось с запросами в министерство торговли США, а также в Администрацию Президента РФ и Минпромторг России с просьбой прокомментировать материалы расследования. В докладе говорится: «Представитель сказал, что Министерство торговли [США] проанализировало разные данные и поэтому не может комментировать выводы Reuters. Администрация Путина и Минпромторг России не ответили на запросы с просьбой прокомментировать эту статью».

Правительство США с 24 февраля наложило экспортные ограничения на десятки компаний, чтобы попытаться остановить поток чувствительных высокотехнологичных компонентов в Россию. Кое-какие фирмы-прокладки Вашингтону даже удаётся закрыть, но это напоминает охоту на мух: на месте закрытой фирмы появляется новая. В докладе признается: «Расследование, проведенное Reuters и RUSI, показало, что, по-видимому, существует активный список запасных игроков, готовых заменить такие организации».

Выводы, содержащиеся в докладе Reuters и RUSI вызывают у меня смешанные чувства.

С одной стороны, конечно, здорово, что мы продолжаем получать необходимые для производства оружия и военной техники западные электронные компоненты, демонстрируя Западу неэффективность его экономических санкций. С другой стороны, увеличение в последние месяцы «серого» импорта микроэлектроники отчасти подтверждает, что импортозамещение в производстве такой стратегически значимой продукции в России буксует (имеются другие, более очевидные и веские доказательства этого неприятного факта; но это тема отдельного разговора).

И есть ещё один опасный момент нашего затянувшегося пребывания на импортной игле по части микроэлектроники. Некоторые американские эксперты предлагают следующее. Если перекрыть поток американской микроэлектроники в Россию нельзя, следует обратить это на пользу Запада. А именно: наладить поставки противнику «токсичной» продукции. Под ней понимается электроника и микроэлектроника с «закладками». Такие «закладки» (другое название – «логические бомбы») позволят в нужный момент заблокировать или даже уничтожить военную технику и оружие противника.

Вот, в частности, что пишет профессор С. В. Казанцев в статье «Значение оборонно-промышленного комплекса для подъема российской экономики»: «Поставляемые из США и других западных стран микросхемы для вооружения и военной техники (ВВТ) других стран должны хранить "логические бомбы"». Он приводит примеры практического применения «закладок». Во время войны в Персидском заливе Ирак не смог применить закупленные во Франции системы ПВО: заложенные в эти системы «логические бомбы» были активированы с началом боевых действий. Другой пример касается немецких зенитных комплексов Roland, которые в свое время закупили югославы. Во время операции НАТО эти комплексы перестали работать – их дистанционно вывели из строя с помощью «закладок» в электрооборудовании.

Конечно, в этих и других примерах речь идет о «закладках» в конечном продукте ВПК – оружии и военной технике, закупленных целиком. Такую «закладку» не очень сложно скрыть от покупателя конечного продукта. А вот «закладка» внутри микрочипа – это уже высший пилотаж. И американские эксперты полагают, что сегодня крупнейшие производители микроэлектроники (Intel, AMD, Texas Instruments) способны это делать. И продвигать такую продукцию через посредников в ОПК России. Недопустимо сбрасывать со счетов подобную угрозу. Снять ее можно только резко ускорив импортозамещение в сфере микроэлектроники.

наверх