На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 406 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Терентьев
    Не надо обольщаться. Подумаешь не пустили 300 - 500 мигрантов на границе Завтра увеличится сумма взятки и всех пустят...МИД Таджикистана ...
  • Severyanin
    Землю ей надо? Ей психиатра надо.Россия, берегись:...

Сирия... Алавиты ... маленькие тайны - очень далёкие от истины

АЛАВИТЫ – МУСУЛЬМАНЕ ИЛИ НЕТ?

Одним из наиболее мистических течений в исламском мире считается алавизм, последователи которого именуются алавитами (произошло от «Али Алла», то есть «обожествляющие Али») или нусайритами.

Основателем этого движения был шиитский богослов Абу Шуайб Мохаммад ибн Нусайр. Он был советником двух праведных шиитских имамов – Али ибн Мухаммада аль-Хади и его сына, Хасана аль-Аскари. При жизни последнего ибн Нусайр проповедовал божественное происхождение шиитских праведных имамов, а себя объявил пророком и даже именовал себя «вратами» учения имама.

Алавизм, несмотря на то, что считается исламским течением, также включает в себя некоторые элементы христианства (например, троицу) и древних верований (культы отдельных предметов). По этой причине большинство современных богословов не признают алавитов мусульманами и считают их заблудшей сектой. Тем не менее, некоторые шиитские богословы, в основном джафаритского направления, признают алавитов крайним шиитским течением.

 

Основы вероучения

Главным источником вероучения алавитов считается книга «Китабуль-Маджму» («Книга свидетельств»), состоящая из 16 разделов и подражающая Священному Корану. В основе учения алавитов – представление о троице, наподобие с христианством, в которую входят: Али ибн Абу Талиб (р.а.), который считается божеством, Мухаммад (с.г.в.) как отражение божества и Салман аль-Фариси как врата Бога через его отражение.

Исходя из представлений алавитов, Али ибн Абу Талиб (р.а.), который у суннитов признаётся как праведный халиф, а у шиитов – как праведный имам, у нусайритов предстает как сам Господь Бог. Он считается создателем всего сущего и основным объектом поклонения. В ответ на вопрос о том, кто есть Аллах, «Китабуль-Маджму» отвечает так: «Это Али ибн Абу Талиб, Бог». Кроме того, шахада (свидетельство) у алавитов звучит следующим образом: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Али».

Бог, по мнению алавитов, не поддаётся познанию, за исключением случаев, когда он является на землю в облике людей. Согласно их вероучению, Бог являлся 7 раз в образе пророков: Адама, Нуха (Ноя), Якуба (Иакова), Мусы (Моисея), Сулеймана (Соломона), Исы (Иисуса) и Мухаммада (мир им всем). Все эти пророки считаются воплощениями Али, который их создал.

Помимо поклонения Али ибн Абу Талибу (р.а.), у алавитов практикуются обряды почитания солнца и луны, и некоторые из них утверждают, что Али ранее существовал в образе этих небесных светил.

Пророк Мухаммад (с.г.в.) в данном течении предстаёт как воплощение Али на земле. Именно последний, как утверждают алавиты, создал всех пророков, и в их иерархии, в отличие от остальных мусульманских течений, Али стоит выше, чем Заключительный посланник Аллаха (с.г.в.). Наряду с Пророком Мухаммадом (с.г.в.), алавиты высоко почитают и Пророка Ису (а.с.), а также его апостолов, и празднуют его день рождения (рождество).

Третье звено в алавитской троице – Салман аль-Фариси, этнический перс, который принял ислам и стал сподвижником Пророка Мухаммада (с.г.в.).

Все элементы троицы нераздельны, и отвержение одного из них ведёт к отвержению всех.

Особое положение в алавизме занимает дочь Пророка Мухаммада (с.г.в.) и супруга Али – Фатима (мир им), которая в троицу не входит, но также считается божественным существом, созданным из света. Культ Фатимы (р.а.) в алавизме весьма схож с почитанием Девы Марии в христианстве.

Со времён джахилии алавиты переняли учение о переселении душ. Они верят, что душа человека после смерти тела может вселиться не только в людей, но и в животных. Одна душа может сменить тело 7 раз, после чего душа алавита попадает в мир звёзд (аналог Рая), а неправоверного (то есть не алавита) – в мир демонов.

Согласно алавизму, душа присутствует только в теле мужчины, женщины лишены её, и поэтому они не допускаются до совершения молитв. При этом именно женщины считаются у нусайритов основным источником всех бед, а некоторые алавиты даже считают, что женщины хуже, чем Иблис.

Парадоксально, но алавиты почитают Абдуррахмана ибн Мульджама – убийцу Али ибн Абу Талиба (р.а.). Объясняется это тем, что тот действовал по воле Али и исполнял его божественные помыслы. Именно в те дни Али пожелал удалиться от людей, а Абдуррахман поспособствовал этому.

 

Религиозная практика алавитов

В обрядах поклонения у нусайритов существует множество отличий от традиционного ислама. Во-первых, пост в их понимании представляет собой исключительно воздержание от интимной близости. Однако некоторые алавиты всё же соблюдают уразу так же, как и все мусульмане, но делают это на протяжении двух недель. Кроме того, нусайриты считают выплату закята не обязательной, а добровольной. Согласно алавизму, почитание Салмана аль-Фариси – действие, которое заменяет выплату закята, и этого вполне достаточно для верующих. Также у них дозволено употребление спиртных напитков. Последнее связано с обрядом причащения вином, который алавиты позаимствовали у христиан. Они отрицают, что Кааба – это дом Аллаха, так как считают, что дом Али расположен на Солнце.

Согласно алавизму, все люди делятся на избранное меньшинство и необразованную массу. Избранные обладают сокровенным знанием, и только они вправе руководить алавитскими общинами. Высшее звено в иерархии – это имам, который считается исполнителем воли Али на земле и обладает сокрытыми от всех остальных людей знаниями о будущем. Избранным может быть только тот, у кого оба родителя – алавиты. Посвящение в эту касту происходит с наступлением совершеннолетия, в присутствии имама, который сообщает ему тайные знания. Он же в ответ причащается вином и произносит сокращение «АМАС», которое расшифровывается в виде имён представителей троицы.

 

Алавиты в наши дни

Нусайриты сегодня компактно проживают на территории современной Сирии, а также в некоторых районах Турции и Ливана. В мире их насчитывается около 2,5 миллиона человек. Несмотря на то, что в Сирии алавиты составляют лишь 10% от общего числа населения, в арабской республике они занимают весьма привилегированное положение. Это связано с тем, что президент страны Башар Асад исповедует алавизм. Во времена правления его отца, Хафеза Асада, в Сирии был инициирован процесс сближения с шиитами джафаритского толка. Такая политика была обусловлена союзническими отношениями между Сирией и соседним шиитским Ираном. Башар Асад продолжил линию отца, и поэтому сегодня алавитские общины Сирии идут на некоторые уступки в деле соблюдения некоторых мусульманских обрядов. В частности, в алавитских селениях Сирии начали массово строиться мечети, а сами нусайриты стали поститься в Рамазан и совершать коллективные намазы.

 

Алавиты и другие меньшинства как основа сирийской власти

Религиозное меньшинство алавитов составляет около 12% населения преимущественно суннитской Сирии, но контролирует все ключевые рычаги власти (включая президентский пост). Каждый, кто хоть раз читал статьи о сирийской политике, знает об этом факте. Если покопаться в ворохе публикаций о Сирии, сухая статистика обрастет эмоциональными подробностями.Так, израильская газета «Маарив» ссылается на воспоминания анонимного «высокопоставленного офицера-суннита», служившего в сирийской армии: «Мы с женой и старшей дочерью ужинали в одном известном ресторане Дамаска. Внезапно вошла группа офицеров. Все они были алавитами…Все места были заняты. На мне была форма. Они приблизились ко мне и потребовали, чтобы я освободил стол. Они кричали на меня. Владелец ресторана дрожал от страха. Кто посмеет им возразить? Это было чудовищное унижение. И все лишь потому, что я был суннитом. Этого я им никогда не прощу».

Столкнувшись с данной статистикой и подобными рассказами, читатель может подумать, что перспективы режима Асада ясны, как божий день. Раз чаша терпения суннитского большинства переполнена, волна «арабских революций» — та самая соломинка, которая переломит шею дамасскому «льву» (как переводится с арабского фамилия сирийского президента). Правда, возникает наивный вопрос. Если политика сирийского правительства учитывает интересы только алавитского меньшинства, а суннитское большинство настолько притеснено, почему же режим династии Асадов продержался практически 40 лет и не пал раньше?

Все дело в том, что схема «монополия алавитов» против «притесняемых суннитов» слишком упрощена, чтобы отражать реальный расклад сил в Сирии. Отметим для начала, что влияние религиозных и национальных меньшинств в Сирии — далеко не изобретение Асадов. Ставку на алавитов сделали еще французы в те времена, когда Сирия была подмандатной территорий официального Парижа. Впрочем, не только на эту общину. Например, для контроля над Сирией французами были созданы «Специальные войска», выполнявшие военно-полицейские функции. Состояли они из представителей религиозных и этнических меньшинств, прежде всего: 8 эскадронов черкесов, 6 эскадронов друзов, 3 эскадронов курдов и еще нескольких подразделений на этнической основе. В 1926 году подконтрольное Франции сирийское правительство возглавил черкес Ахмед Нами.

В борьбе Сирии за независимость большую роль сыграли представители религиозной общины друзов. Одним из первых руководителей независимой Сирии в марте 1949 году стал курд Хусни Аз-Заим, пришедший к власти в результате государственного переворота. Уже в августе того же года он был свергнут черкесскими воинскими частями. Несмотря на попытки некоторых последующих руководителей страны ограничить влияние этнических и религиозных меньшинств, к 1965 году именно они составляли две трети рядового и основную часть офицерского состава сирийской армии. Так что влияние этих общин в государственных, а тем более в силовых структурах — это давняя традиция, сложившаяся еще до эпохи Асадов.

Другим очень важным моментом является негласный общественный договор между руководством страны и национальными общинами. Приход к власти Партии арабского социалистического возрождения (БААС) в 1963 году, ставший прологом к появлению на политическом Олимпе отца нынешнего президента Хафеза Асада, означал не просто торжество алавитов и близких к ним общин. Он давал возможность для суннитов из глубинки потеснить старую суннитскую элиту. По сути, вся история страны при Хафезе Асаде прошла под знаком этого негласного договора. Сунниты всегда доминировали в руководстве правящей партии и правительстве. Среди известных суннитов, оказавшихся у власти на момент смерти Хафеза Асада в 2000 году были вице-президент Абдель Халим Хаддам, министр обороны страны Мустафа Тлас и целый ряд других известных функционеров.

Башар Асад, проводя перестановки в верхах, заменял «старую гвардию» своими людьми, но также не нарушал баланса сил. Более того, часто назначения делались именно в пользу суннитов. Можно вспомнить хотя бы кадровые решения первых лет президентства Башара Асада. Например, в январе 2002 года во главе Генштаба сирийской армии вместо алавита А.Аслана был поставлен суннит Хасан Туркмани. Немногим ранее главой Управления общей разведки вместо алавита А.Хаммуда был назначен суннит Х. Аль-Бахтияр. Супруга нынешнего президента, Асма Ахрас, также принадлежит к семье суннитской элиты. Кроме того, сунниты составляют основу экономической элиты страны, а также доминируют в партийном руководстве и правительстве. Главная сфера для алавитов — руководящие посты в армии и спецслужбах. Однако заметим, что даже в тех общинах, где профессиональная военная служба всегда была чрезвычайно престижна (например, среди черкесов), молодежь в последнее время чаще стала предпочитать уход в бизнес. Это один из симптомов того, насколько влиятельными в глазах населения становятся экономические элиты.

Михаил Нейжмаков  

Алавиты это потомки киликийских армян

Михаил Маковецкий
Алавиты являются потомками населения армянского Киликийского царства. Начало Киликийского царства относят к 1080 году, а пало Киликийское царство в 1375 году. Уцелевшее в горных районах северо-западной Сирии и южной Турции население в какой-то степени сохранило свою изначальную религию, которая претерпела лишь ограниченное воздействие ислама. В настоящее время общая численность алавитов — более двух миллионов человек. Большинство проживает в Сирии (около 2-х млн, по различным оценкам – от 11 до 15% населения страны), прежде всего в районе Латакии-Тартуса. Это горные районы, очень напоминающие территорию Армении. Алавиты также компактно расселены в районах Хамы и Хомса.
В Турции алавиты проживают главным образом в так называемой сирийской части Турции (в районе Александретты); несколько десятков тысяч алавитов расселены в турецких провинциях Хатай, Адана и Ичель (г. Мерсин). Есть несколько тысяч алавитов и в Ливане. Около 2000 алавитов проживают на принадлежащих ныне Израилю Голанских высотах (в одной, пограничной с Ливаном деревне).
В рамках французского мандата с 1922г. по 1936г существовало государство алавитов. Алавитское государство включало два бывших санджака — Латакийский (области Латакия, Джебле, Банияс, Масьяф, Хафера) и Туртусский (области Тартус, Сафита, Телль-Калях). Кроме 176 тыс. алавитов на территории этого государственного образования проживало 52 тыс. суннитов, 44,5 тыс. христиан, 4,5 тыс. исмаилитов. С 1930 г. Алавитское государство имело и свою конституцию. 5 декабря 1936г. Алавитское государство было присоединено к Сирии в соответствии с указом №274 французских властей. Французы настояли на сохранении административной и финансовой самостоятельности за районом Латакии, который окончательно вошел в состав Сирийской Республики в апреле 1946г.
Сирийские алавиты, боявшиеся попасть под власть мусульман-суннитов, начали, во-первых, декларировать принадлежность алавизма к исламу (первая такая декларация была сделана в июле 1936г.), а во-вторых — упорно стремиться к занятию престижных постов в Сирии, что им и удалось в 1971 г., когда алавит Хафез Асад стал президентом Сирии. Это вызвало негодование суннитского большинства населения Сирии, указывавших, что по конституции президентом Сирии может быть только мусульманин. В ответ на это в 1973 г. в Сирии было осуществлено официальное признание алавитов мусульманами (шиитами). Хотя, с точки зрения теологии, с таким же успехом их можно признать и христианами. Алавиты отвергают обрядовые и моральные запреты ислама; обожествляют Иисуса, признают христианских апостолов, некоторых святых и мучеников, в дни почитаемых христианских святых называют себя их именами, справляют христианские праздники (Рождество, Пасху). Хотя главная священная книга алавитов, «Китаб аль-Маджму» содержит 16 сур и по форме является явным подражанием Корану. В религиозной доктрине алавитов остаточный исмаилитский ислам сочетается с элементами древневосточных астральных культов и христианства. Алавиты почитают солнце, луну, верят в переселение душ, отмечают ряд христианских праздников, носят христианские имена. Алавиты верят также в божественную троицу, к ликам которой они относят имама Али, пророка Мухаммеда и Салмана аль-Фарси (один из сподвижников Мухаммеда). За пределами Сирии алавитов не признают мусульманами, но в Сирии они считаются субобщиной шиитов, так как, согласно сирийской конституции, президентом страны может быть только мусульманин, и признание алавитов мусульманами открывает им дорогу к власти. Алавиты в настоящее время, составляя 10% населения Сирии, полностью контролируют всю страну. Вся сирийская элита, включая президента Асада — алавиты.
В настоящее время, под напором сирийских властей, наблюдается процесс постепенного сближения алавитов с шиитами-имамитами (или шиитами-двунадесятниками), составляющими подавляющее большинство шиитов в мире (они образуют около ; всех шиитов). Этот процесс был инициирован Хафезом Асадом и продолжается его сыном Башаром Асадом. В алавитских селениях строятся мечети, алавиты побуждаются к соблюдению поста рамадан и других мусульманских обрядов. Хотя этой политике шиитизации алавиты сопротивляются как могут.
А те армяне, которые сохранили свою религию, остались армянами. Сейчас алавиты и армяне — это два различных народа. Тем более что в настоящее время и языки у них разные. На захваченных арабами территориях арабы всегда принуждали покоренное население переходить на арабский язык. Так что и алавиты перешли с армянского на арабский.
Но для того, чтобы стать разными народами, вполне достаточно поменять религию. Сербы и хорваты говорят на одном языке, который так и называется сербохорватский. Их разделяет только то, что хорваты католики, а сербы православные. А так это, в общем-то, один народ. Еще одна часть этого народа, которая исповедует ислам, называется босняками и живут они в ныне независимой Боснии-Герцеговине. Разная религиозная принадлежность настолько разделила этот народ, что еще совсем недавно они между собой жестоко воевали.
Евреи и финикийцы — это один и тот же народ. Иврит и финикийский язык — это один и тот же язык. Разница только в религии. Евреи исповедовали (и исповедуют) иудаизм, а финикийцы были язычниками. В результате евреи — это евреи, а финикийцы — это совсем другой народ. Религия, если она разная, то это действительно опиум для народа. Народ, столкнувшись с такой проблемой, обычно распадается.

Картина дня

наверх