На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 405 подписчиков

Свежие комментарии

  • Владимир Черноморский
    Это им надо жаловаться Папе Римскому, там их поймут, а в России мы по факту наблюдаем притеснения Россиян со стороны ...Все наглее и наглее
  • Сергей Федотов
    Козоёбы действительно достают уже не на шутку. Что-то не нравится в России? Арба - ишак - кишлак. И чтоб этими вонючи...Все наглее и наглее
  • Misha Glusch
    давай-давай, до свиданья, шмольц, в парк юрского периода...О чём стараются м...

Ростовщи́чество

Ростовщи́честводеятельность, связанная с предоставлением займов с целью получения прибыли.

Каково было отношение к ростовщичеству во времена Ветхого Завета?

В ветхозаветный период закон запрещал иудеям одалживать деньги в рост нуждавшимся братьям. Однако, устанавливая это требование, Бог не говорил, что его действие распространяется на любые случаи займов, на все времена. Речь вообще не шла о запрете на ростовщичество как таковое.

Скажем, в Книге «Левит» данный запрет обусловлен бедностью заёмщика и видами добрососедства: «Если брат твой обеднеет и придет в упадок у тебя, то поддержи его, пришелец ли он, или поселенец, чтоб он жил с тобою» (Лев.25:36).

А в Книге «Второзаконие» прямо прописано то обстоятельство, при котором ростовщичество не запрещено: «иноземцу отдавай в рост, а брату твоему не отдавай в рост» (Втор.23:19-20).

Тем не менее, этот род деятельности среди Израиля не слишком приветствовался. Так, в Книге пророка Иезекииля между аспектами праведной жизни перечислена и непричастность к ростовщичеству: «в рост не отдает и лихвы не берет» (Иез. 18:8).

Негативное отношение к ростовщичеству было вызвано не столько характером этого делания, сколько сопутствовавшими ему злоупотреблениями: прямыми нарушениями наложенных Богом ограничений, жадностью заимодавцев, притеснениями должников. Порицалась и сложившаяся было традиция подменять надежду на Бога надеждой на прибыль: «ты берешь рост и лихву и насилием вымогаешь корысть у ближнего твоего, а Меня забыл, говорит Господь Бог» (Иез. 22:12).

Разумеется, при таком отношении к Богу и ближнему невозможно было вписаться в число добросовестных исполнителей главных Божественных заповедей: «возлюби Господа Бога твоего… и ближнего твоего, как самого себя» (Лк. 10:27).

Каково отношение к ростовщичеству в Новом Завете?

В Новом Завете требования о любви, милосердии, сострадании к ближнему звучат отчетливее и сильнее, чем в Ветхом. И эти Евангельские нормы должны лежать в основе нравственной жизни каждого христианина. Между тем, в сфере ростовщической деятельности нередко встречаются искушения. И далеко не каждый заимодавец готов Христа ради с ними бороться. Случается, что Евангельские правила и вовсе вытесняются коммерческими. Но всё же, это является исключением, а не общим порядком вещей. Коммерческая деятельность Евангелием не запрещена.

Более того, Христос не раз прибегал к примерам из области коммерческих отношений для объяснения высших Евангельских истин. А в одной из Своих притч Он прямо говорит о ростовщичестве. В этом сюжете рабы, выгодно распорядившиеся серебром, вверенным им господином, и приумножившие через это его состояние, названы добрыми и верными (Мф.25:21-23). Другой же раб, не использовавший серебро и вернувший его без избытка, был обличён: «лукавый раб и ленивый! …надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью» (Мф. 25:27).

Кончено же, цель этой притчи заключается не в том, чтобы привить человеку страсть к ростовщичеству. В отношении сребролюбия Господь выражался достаточно резко: «не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6:24). Однако сам факт того, что Христос упоминает о ростовщичестве без осуждения, характеризует его как допустимое.

Другое дело, что ростовщичество ростовщичеству — рознь. Злоупотребления в этой области пресекались даже и в Ветхом Завете. Тем более к ним не должны приступать последователи Господа Иисуса Христа.

Церковные каноны о ростовщичестве

Церковное право накладывает канонические прещения за занятие ростовщичеством только на клириков — 44 Апостольское правило, 17 правило I Вселенского собора, 10 правило VI Вселенского собора, 4 правило Лаодикийского собора, 5 правило Карфагенского собора.
В общем виде этот запрет звучит так: «Епископ, или пресвитер, или диакон, лихвы требующий от должников, или да престанет, или да будет извержен» (44 Апостольское правило). В этом правиле перечисляются только три степени священства, но уже 17 правило I Вселенского собора расширяет круг лиц, которым запрещено ростовщичество, до всех «причисленных к клиру». Причем согласно 138 правилу Номоканона при Большом Требнике ростовщичество запрещается также и монахам: «Инок же, или инокиня лихву взимающе да отлучатся, и от Причастия да возбранятся, дондеже престанут».
5 правило Карфагенского собора: «Подобает удержавати похоть любостяжания, которую никто не усумнится нарещи материю всех зол: … никому из клира отнюдь да не будет позволено брати рост от какой бы то ни было вещи… Что укоризненно в мирянах, то кольми паче достойно осуждения в принадлежащих к клиру».

Картина дня

наверх