Школьная деградация или почему не работает преподавание знаний
В средневековой школе много веков подряд сперва зубрили, как попугаи, псалмы на латыни, и только потом приступали к изучению латинского языка. Потом умные люди заметили, что гораздо проще сделать наоборот: сперва выучить язык, а потом учить стихи, уже понимая, о чём в них речь. Продуктивность школы моментально возросла, а усилий и страданий стало меньше.
Именно дидактика – наука о приёмах преподавания знаний – лучше всех наук показывает нам, что очень часто объём работы и напряжение трудов не соответствуют результату. И что можно повысить продуктивность труда, при этом снизив его интенсивность.
Умный труд – он и легче, и быстрее, и полезнее по итогам, чем труд глупый. И это везде так. Но в области педагогики – особенно.
Над проблемами дидактики я задумался, когда прочитал такую вот, вполне предказуемую, заметку:
Цитата:
Как-то дочь, в очередной раз до поздна засиделась за уроками.
Училась она хорошо, поэтому занималась, пока не выучит.
Я сидел на кухне и смотрел телевизор.
Она подошла несколько раздраженная и спросил: "Папа! Ну как же так? Учителя многие объясняют плохо и непонятно. Учебники такие же. Если бы не Интернет и твои "древние" книги-словари, вообще плохо было бы...
Ты также учился.? Смотрю, у тебя много разных грамот за учебу. Наверное, вообще не спал и ничем не занимался?"
Тогда я ей рассказал про советскую школу в которой я учился.
"У нас было в старших классах обычно 4-6 уроков. Время на подготовку заданного на дом лично у меня не превышало 1-2 часов.
Учебники были структурированы, и материал легко запоминался.
Литературные произведение на очередной год мы читали летом. И дело было не в "обязаловке", а в нормальном желании почитать книгу, а также увеличить свободное время для любимых занятий в учебном году.
Что это были за занятия?
Это пара кружков по любимым предметам. Я посещал по математике и химии. Занятия в кружках были 1-2 раза в неделю в каждом.
Обязательно школьная спортивная секция. Я занимался баскетболом.
Кроме того, серьезно занимался футболом, выступая за городскую детскую команду. Тренировки были ежедневными.
Кроме того, я входил в шахматно-шашечный городской клуб, где занимался и участвовал в соревнованиях.
А ещё во дворе мы с пацанами гоняли мяч или шайбу...
Весной и осенью мы с классом ходили в походы на выходные, где ночевали в палатках. Обычно по разу в сентябре и мае.
И ещё много всего, уже и не упомню.
Учителя 1-2 раза в год посещали нас дома и не с инспекцией, а просто пообщаться, посмотреть, познакомиться со всеми членами семьи.
А ещё мы не забывали о кинотеатрах, музеях, танцах-дискотеках, компаниях друзей..."
Дочь: "А как же вы все успевали?"
Мой ответ ее добил: "У нас ещё оставалось время".
Она посмотрела на меня, как на ненормального, и у нее невольно впервые в жизни в мой адрес вырвалось: "Папа, сознайся, что ты врешь".
Как я мог ее убедить, что не придумал ни слова.
Свежие комментарии