Новый «налог Чемезова-Усманова» для населения
Бенефициары единой системы маркировки получат триллионные прибыли за счет граждан и производителей
С начала текущего года правительство РФ расширило список товаров, подлежащих маркировке. Шубы, лекарства, детские коляски, обувь, текстиль, а затем и молочные продукты и вообще почти все производимые и ввозимые в Россию товары народного потребления планируется промаркировать двухмерным кодом (формат Data Matrix, аналог QR-кода) и внесены в единую база оператора, учрежденного на принципах государственно-частного партнерства (концепция тотальной маркировки рассчитана до 2024 года) Необходимость введения этой «инновации» обставляется мегапозитивно: дескать, она поможет полностью победить контрафакт, создаст прослеживаемость любого товара от производителя до конечного потребителя и сделает сферу торговли абсолютно прозрачной.
Участники рынка духов и туалетной воды до 31 марта 2020 г. обязаны зарегистрироваться в системе маркировки. С 1 октября 2020 г. начнется обязательная маркировка парфюмерной продукции. До 29 февраля 2020 г. в единой системе также обязали зарегистрироваться участников рынка фотоаппаратов. С 1 ноября 2020 г. запрещается производство и импорт немаркированных шин, а также их продажа участниками оборота, работающими напрямую с производителями и импортерами, сообщает ТАСС со ссылкой на сайт Правительства РФ.
Власть дает время магазинам реализовать немаркированные товарные остатки до 1 января 2021 года – с этой даты оборот «немаркировки» в легкой промышленности будет запрещен. Вот что рассказывает об уже проведенной работе глава единого оператора выстраиваемой системы – гендиректор «Оператор-ЦРПТ» Дмитрий Алхазов:
«ЦРПТ разработана цифровая платформа, которая быстро адаптируется к новым отраслям. На конец декабря в системе зарегистрировано 136 тыс. 495 компаний, и прослеживается более 7,2 млрд. кодов. Мы готовы к многократному росту числа участников и операций в системе. В приложении «Честный Знак» (название цифровой системы манкировки) выполнено более 2 млн. проверок кодов маркировки, аудитория приложения за последние три месяца увеличилась в пять раз. Все новые товарные группы уже интегрированы в приложение», – радостно сообщает Алхазов.
Постепенно приближаемся к сути вопроса. Еще в середине декабря 2017 г. Президент Владимир Путин одобрил идею создания этого единого оператора системы цифровой маркировки товаров в России на базе ООО «Оператор-ЦРПТ». Эта компания – «дочка» Центра развития перспективных технологий. Большинство акций ЦРПТ поделена между структурами госкорпорации «Ростех» Сергея Чемезова, структурами гражданина Великобритании мультимиллиардера Алишера Усманова а также венчурного инвестора Александра Галицкого, чей фонд зарегистрирован на Каймановых островах, и некой Оксаной Орешиной – бывшим партнером бизнесмена Владимира Щербакова (основной бенефициар кассовой реформы в РФ (принудительного перевода всего бизнеса на онлайн-кассы установленного образца), в 2017 году был найден повешенным в своей лондонской квартире).
Таким образом, ЦРПТ уготована роль как бы естественного монополиста в маркировочной реформе, причем выбран на эту роль он был без открытого тендера. Ирония в том, что его акционеры всегда готовы расписывать пользу стране от своего хитрого способа делания денег, фактически, из воздуха:
«Прозрачность обращения товаров нужна и на союзном, и на российском рынке, поэтому маркировка будет внедряться все активнее. В первую очередь в отраслях народного потребления, важных для безопасности людей, - лекарствах, пищевой промышленности», – заявлял ранее Чемезов.
Знакомый Президента со времен совместной службы в органах безопасности в Дрездене, госолигарх Сергей Чемезов давно считается лидером одного из влиятельных кремлевских кланов, непрерывно сражающихся за власть и сосредоточение под своим крылом всевозможных ресурсов. Несмотря на «силовую» предысторию, назвать Чемезова патриотом очень сложно, впрочем, выискивать патриотов среди управляющих госмонополиями мультимиллиардеров – вообще дело бесполезное. Недавние независимые журналистские расследования наглядно показывают, как Чемезов через доверенных лиц финансирует «неполживые» оппозиционные СМИ – RTVI и «Новую газету», и даже участвовал в спонсировании избирательной кампании Ксении Собчак. Если верить сообщениям каналов-инсайдеров в «Телеграм», госолигарх на личных аудиенциях с Путиным неоднократно просил наделить «Ростех» ключевой ролью в маркировочной реформе. И эти просьбы не остались без ответа. Более того, в Правительстве маркировочному начинанию оказывает полную поддержку «человек Чемезова» – министр промышленности и торговли Денис Мантуров: именно его ведомство направляет и согласовывает с премьером все документы по партнерству государства с ЦРПТ.
Инвестиции структур Усманова, Чемезова, Галицкого и Орешиной в ЦРПТ составят примерно 205,7 млрд. за 15 лет, при этом команда планирует вскоре выйти на доходность в 16%. И вот тут начинается самое интересное – каждая цифровая метка, наносимая на упаковку товара, который вы купите в магазине, гарантированно отразится на цене товара. Некоторые аналитики оценивают потери производителей/сбытчиков в 50 копеек за единицу товара (без учета НДС
На самом деле механизм маркировки пока не определен –ни законодательно, ни подзаконными актами. А, значит, и подсчитать нагрузку на бизнес нереально (одно дело—печатать метки на струйном принтере, другое—лазерная печать и т.п.)
Однако, если следовать за расчетами блогера Сергея Дружко, новый налог, от которого не сможет уйти ни один производитель, продавец и импортер товаров в РФ, будет ежегодно пополнять казну Усманова, Чемезова сотоварищи более чем на 1 трлн. руб. в год. На чьи же плечи переложат свои издержки производители и сбытчики? Правильно – как и в случае с «Платоном» (схема обогащения олигархов Ротенбергов вообще до боли напоминает маркировочную аферу), расплачиваться придется нам с вами.
По расчетам Дружко, наценка на каждый товар продуктовой корзины составит не менее 2,5 рублей. С учетом того, что в среднем каждый из нас покупает по 40 наименований различных продуктов в не менее 100 единицах ежегодно, на промаркированные продукты мы теперь дополнительно потратим не меньше 10 тыс. руб. за год. С одеждой и прочими товарами сумма расходов для граждан повысится уже до 20 тыс. При этом у каждого из нас аппетиты и возможности, конечно, разные – так что чем больше товаров любых видов мы купим, тем больше будем вынуждены проплачивать «инновацию» Усманова-Чемезова.
Вся продукция из ЕАЭС также попадает под обязательную маркировку. То есть возникает угроза экспортному потенциалу РФ и самому существованию евразийского содружества – армянам, казахам, белорусам и киргизам в принудительном порядке придется закупать соответствующие аппараты (2D-cканеры и программное обеспечение) и маркировать весь свой экспорт в Россию. Массу проблем на свою голову, которые могут вынудить вообще уйти с рынка, получат мелкие производители, прежде всего – фермеры – производители самых качественных продуктов, что является печальным фарсом. Ведь лоббисты маркировки как раз вещают нам о небывалом контроле качества продукции и победе над контрафактом.
Более-менее независимые от федерального центра СМИ в регионах уже смекнули, чем вся эта история грозит бизнесу на местах, и публикуют удивленные и возмущенные мнения предпринимателей. Вот один из множества примеров – комментарий владельца сети магазинов спецодежды и инструментов из Нижнего Тагила:
«Код должен распечатываться и наклеиваться либо на каждую пару обуви, либо на коробку. Чтобы передать все данные в налоговую инспекцию, нужно чипировать всю обувь. При этом маркировать обувь и отчитываться нужно как при получении ее от производителя (когда она отправляется на склад), так и непосредственно при ее продаже. То есть мне нужно купить специальное оборудование для трех магазинов и складов, потому что оттуда у меня также осуществляется отгрузка товара. Кладовщик при продаже должен достать из каждой коробки пару обуви, достать стельку, отсканировать код, обратно все это убрать и отдать клиенту. Мы продаем десятки тысяч пар обуви, где брать время, чтобы всем этим заниматься? Торговать без чипов теперь незаконно, штраф – 500 тысяч рублей», – говорит предприниматель Анатолий Толстов.
«Все данные по маркировке надо заносить в программу 1С. У меня 10-я версия 1С. Программа для этой версии с учетом маркировки еще не написана, она есть только для 11-й версии. А это совсем другая версия, со своими тонкостями, и в ней далеко не каждый умеет работать. Кроме того, само программное обеспечение тоже стоит денег.
И до сих пор непонятно, что делать, если у покупателя возникла необходимость замены или возврата товара. Вот я, например, поставил обувь на завод металлоконструкций, а она не подошла. Нужно сделать возврат, обмен. Что делать? Ни налоговая, ни одинэсники, ни мои поставщики – никто не знает. А если брак придет, как я его верну обратно, если все уже прочипировано? Некоторые поставщики делают QR-код на коробках. Клиент обувь забрал, коробку выкинул, померил обувь дома еще раз, а она не подошла. Все, возврату и обмену не подлежит. В то же время по закону я должен поменять товар», – теряется в догадках Толстов.
В таком же смущении находятся и многие крупные компании. Так, по подсчетам группы компаний из ассоциации «Русбренд» – лидеров производства детского питания, для внедрения системы маркировки каждой из них потребуется около 30 млн. долларов, что приведет к росту цен примерно на 5%. Чем меньше упаковка и чем больше партия произведенной продукции, тем больше гешефта получат Чемезов, Усманов сотоварищи – ведь маркировать необходимо каждую единицу товара. Соответственно, тем сильнее на его стоимости для конечного потребителя отразится маркировка.
Огромному количеству участников ритейла также придется покупать и устанавливать одобренные ЦРПТ устройства и ПО для считывания и нанесения маркировки. Так ставится очередной барьер на пути и без того затравленных, обложенных данью производителей и продавцов продуктов к потребителю. До сих пор нет разъяснений, как маркировать развесную продукцию: каждое взвешенное яблоко или морковь, конфеты россыпью, отрезанный продавцом на прилавке кусок мяса или сыра. Зато многие без всяких разъяснений сообразят, что пора уходить из «белой» зоны торговли в «серую».
Какое же отношение внедрение этой «мегаинновационной» системы будет иметь к повышению качеству продукции? Блогер Дружко приходит к справедливому выводу: ровным счетом – никакого. Ведь купить оборудование для маркировки при желании может любой, даже самый недобросовестный производитель. Наивные люди могут полагать, будто бы дешевые некачественные товары нельзя точно также снабдить цифровыми кодами, но на практике именно это и будет происходить. Всю информацию о дате, месте производства и составе продукта и сегодня можно легко найти на упаковке и этикетке, ничего нового граждане не узнают. Гарантированно подтвердить подлинность ингредиентов того или иного лекарства, равно как качество кожаной/меховой одежды или обуви может только экспертиза, а никак не маркировка. Но об этом официозные СМИ, наперебой промывающие мозги населения какой-то небывалой «прозрачностью», разумеется, предпочитают молчать.
Более того, это сейчас нанесение одного кода стоит 50 коп., а завтра государственно-частные партнеры легко могут повысить эту таксу до 1, 2, 5, 15 рублей с каждой единицы товара – их фантазии и аппетиты, как видим, безграничны. Главное, что вырученный от маркировки гешефт ни в коем случае не пойдет в госбюджет, а осядет в офшорах перечисленных выше товарищей.
Если же пойдем еще дальше и просто бегло оценим последние инициативы Правительства: полную отмену ЕНВД (упрощенный налог) с 2021 года, регулярное повышение НДС и стоимости патента для частников, обязательную оценку условий труда и налог для самозанятых, поголовное насильственное внедрение онлайн-касс с сумасшедшими наценками на оборудование и его обслуживание (никаких дивидендов самому российскому бизнесу это, разумеется, не принесло), мы увидим, что околовластная олигархическая «элита» вконец заигралась в рабов и господ – ей осталось разве что учредить налог на дождь и на воздух, как в знаменитой детской сказке про Чиполлино, которую власти на полном серьезе скоро могут отнести к экстремистской литературе. Пока же «овощей» (или «новую нефть»/«человеческий капитал» - как вам будет угодно) маринуют «Платонами», «Меркуриями», а теперь еще и «Честным знаком»…
Тихая капитуляция
Премьер Медведев подписал план продажи портов, НИИ и центра радиоэлектронной борьбы
Олигархи и «партнеры» могут праздновать очередную победу над Россией– правительство утвердило лоббируемый Вашингтоном и МВФ план приватизации-2.0, согласно которому планируется продать морские порты, аэропорты, множество связанных с электроникой и информационными технологиями научно-исследовательских институтов, а также разработчиков Центра радиоэлектронной борьбы, который так сильно беспокоит вооруженные силы НАТО
Пока весь мир обсуждает ситуацию с убийством США иранского генерала Сулеймани, премьер-министр РФ Дмитрий Медведев по-тихому подписал план приватизации федерального имущества на 2020—2022 годы, который коснется 186 акционерных обществ, в которых есть доля государства, 86 принадлежащих стране предприятий, а также множества НИИ и тысяч объектов недвижимости. Полностью со списком распродажи Родины можно ознакомиться тут.
А посмотреть там есть на что. Притом меньше всего стоит смотреть на распиаренное СМИ сокращение доли в банке ВТБ (до 50% + одна акция). Самое важное там -это то, что Медведев, Силуанов и Орешкин (именно Минэкономразвития выпускника ВШЭ Орешкина будет принимать решения о продаже того или иного предприятия), собираются спустить с молотка наши самые передовые НИИ в области цифровой, электронной и биологической безопасности. Из 86 унитарных предприятий таких 16, а из 199 с долей государства — 23. Первое, что бросилось в глаза и вызвало дрожь – это выставление на торги Научно-технического центра радиоэлектронной борьбы. Для понимания, о чем идет речь, 5 января 2018 года российские войска радиоэлектронной борьбы (РЭБ) приняли активное участие в отражении атаки беспилотников на авиабазу Хмеймим. Сообщается, что системами РЭБ были перехвачены шесть дронов, три из них успешно посажены, ещё три сдетонировали при столкновении с землёй. Этот случай заставил даже американцев говорить о превосходстве российских средств радиоэлектронной борьбы. Сразу после нападения дронов на российскую авиабазу в конгрессе США ведущий американский эксперт по РЭБ отставной генерал Дон Бэкон заявил, что американские войска отстают от России в развитии войск радиоэлектронной борьбы. По мнению военного аналитика, доктрина применения американцами средств РЭБ морально устарела. Также причиной отставания американцев в этой сфере стало то, что они не смогли сделать наукоёмких прорывов в радиоэлектронной войне, занимаясь исключительно модернизацией старых образцов вооружения.
В итоге, по словам Бэкона, Пентагон не сможет эффективно использовать свои системы против Российской армии, поскольку основные средства РЭБ, в том числе самолёты Air Compass Call, Navy Prowler и даже современные EC-С130 и EA-18 Growler, не смогут приблизиться на дистанцию применения. «Российские военные работают и над созданием других систем РЭБ, способных осуществлять быстрые и эффективные действия против западных беспилотных систем, которые постоянно совершенствуются. Один такой новый комплекс называется «Репеллент». Он предназначен для обнаружения и радиоэлектронного подавления беспилотных летательных аппаратов на расстоянии до 35 километров. Российские конструкторы утверждают, что «Репеллент» способен обнаруживать миниатюрные беспилотники днем и ночью, в плохую погоду, и «действовать даже в самых суровых условиях Арктики при температуре минус 45 градусов и сильном ветре». Для достижения максимальной эффективности в борьбе с роями миниатюрных дронов (а именно на таких технологиях сосредоточились американские военные конструкторы) будет также разработана портативная версия комплекса, которую смогут переносить и быстро разворачивать несколько человек», - написал тогда бывший сотрудник Национального университета обороны США, который занимался вопросами новых прорывных технологий и их использованием в кризисных ситуациях Сэмюэл Бендетт в ведущем американском издании об армии The National Interest.
Притом, 2018 год стал именно годом признаний, так как еще в конце 2014 года появилась информация, что в марте во время событий в Крыму были перехвачены два беспилотника MQ-5B Hunter. Один был сбит средствами ПВО, канал управления другого удалось перехватить с помощью комплекса радиоэлектронной борьбы 1Л222 «Автобаза» и посадить на своей территории. С тех пор прошло два года, но США так и не смогли самостоятельно добиться прорыва в данном направлении.
А теперь угадайте с двух раз, где разрабатывались и создавались системы «Репеллент» и «АвтобазаМ». Подскажем – это уникальная разработка выставленного на продажу «не нужного» государству Научно-технического центра радиоэлектронной борьбы. Само собой, туда моментально придут западные инвестиции – о таком подарке США даже мечтать не могли – потратить пару сотен миллионов и получить лучшее в мире вооружение на блюдечке, высосать оттуда всю нужную информацию и уничтожить на корню. Это вместо нескольких лет собственных разработок и миллиардных трат и их за это еще и благодарить будут – инвесторы ведь.
Впрочем, остальной список НИИ и стратегических предприятий в радиоэлектронике, которые продадут неизвестно кому, впечатляет не меньше. Дабы не быть голословными, вот он, скопирован с Постановления правительства РФ.
Притом, как минимум треть НИИ и предприятий связаны либо с безопасностью страны, либо с цифровыми технологиями. И это одновременно с попытками правительства протолкнуть законы о цифровой трансформации страны и разговорах об «информационном суверенитете». Какой тут суверенитет, если «наше» правительство и так готово сдать то немногое, что Россия имеет ради одобряющего слова от «партнеров».
Помимо этого будут проданы Всероссийский научно-исследовательский институт химических средств защиты растений, Всероссийский научно-исследовательский институт информатизации агрономии и экологии, а также Федеральное государственное унитарное предприятие по техническому обслуживанию защитных средств и сооружений гражданской обороны "Экран", г. Владимир. Последнее вообще жуть – государство передает в частные и не факт, что российские руки обслуживание объектов ГО, предназначенные для случаев удара со стороны вероятного покупателя. Притом, сами по себе для бизнеса данные предприятия не сильно интересны – разве что ресторан в бомбоубежище открыть, но тогда бомбоубежищем оно быть перестанет. А вот для «дорогих партнеров» вполне сойдет, дабы порушить и потом при любом случае угрожать.
Также планируется приватизировать некоторые порты и судостроительные заводы, в том числе предприятие «Море», расположенное в Феодосии. Коснётся этот процесс и другого крымского предприятия — 13-го судоремонтного завода Черноморского флота, расположенного в Севастополе. Приватизировать хотят аэропорты Элисты, Магнитогорска и Грозного, порт Астрахани, а также Новороссийский и Махачкалинский морские торговые порты. И если на Новороссийский порт нацелился приватизируемый банк ВТБ – год назад он приобрел 100% акций Новороссийского зернового терминала и теперь не прочь забрать остальное, то с портами Астрахани и Махачкалы не все так просто. Не секрет, что эти два порта – российские ворота в Каспийское море и их продажа сулит даже не экономическими, а геополитическими бедами. В прошлом году Махачкалинский морской торговый порт снова стал лидером среди российских портов на Каспии по показателям роста грузооборота. На его долю приходится до 62% грузов от общего объема перевалки в российских портах Каспийского бассейна. И еще – он прямая связь с Ираном, против которого дорогие партнеры гр-на Медведева без конца вводят санкции. А 6 декабря 2019 года в Тегеране сообщили, что планируют в ближайшее время открыть большой порт на берегу Каспийского моря. Речь идет об объекте Khvajeh Nafas, который строится в северо-восточной провинции Голестан, граничащей с Туркменистаном. Планирование Khvajeh Nafas началось в 2005 году для расширения обменов с Россией и Казахстаном, который стал основным транзитным маршрутом для китайских грузов в Европу. И все бы тут прекрасно, но если Астраханский и тем более Махачкалинский порт будут проданы даже не западным странам, а нашим олигархам, которые по привычке зарегистрированы со своими компаниями в Кипрских офшорах, то они автоматически присоединятся к западным санкциям. А перекрытие порта просто обрушит товарооборот с Исламской республикой, который по итогам 2018 года составил $1,7 млрд из которых основная часть шла как раз на экспорт из России. А вместе с этим рухнем и авторитет России на Ближнем Востоке, который ныне с таким трудом завоевывается.
И при всем этом, данное постановление правительства о приватизации не выдерживает никакой критики не только со стороны национальной безопасности, но банально экономического смысла. Так, Медведев и Орешкин решили зачем-то продать долю в компании «Современный коммерческий флот» (до 75% + одна акция). Для понимания, «Совкомфлот» — крупнейшая российская судоходная компания. В декабре 2019 года британское отраслевое издание Lloyd's List назвало её компанией 2019 года «за лидерство в различных направлениях деятельности, включая успешное внедрение технологии использования экологически более чистого газомоторного топлива». Также с молотка пойдут приносящие прибыль в бюджет «Алмазный Мир» и «Московский завод по обработке специальных сплавов». Притом, они исправно приносили деньги в бюджет, выручка только последнего завода по обработке специальных сплавов в 2018 году составила 1,7 млрд рублей. Будет продана доля и в «Росспиртпроме», который не только приносил прибыль, но и позволял хоть как-то устанавливать контроль на рынке алкоголя в стране.
Казалось бы, где логика в продаже курицы, которая несет золотые яйца. А логика тут может быть только одна – правительство их продает «по договоренности», ибо, как сказал бывший председатель Верховного Совета РФ, а ныне заведующий кафедрой мировой экономики Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Руслан Хасбулатов, сейчас крупные решения принимаются под давлением каких-то лоббистских групп. «Сложилась система неформальных, клановых, дружеских связей, а не государственная политика и интерес народа», - заявил Хасбулатов в беседе с НСН.
С ним можно было бы поспорить, если не вспоминать, откуда вообще пошли разговоры о новой приватизации. А случилось это в столице США – городе Вашингтон 19 октября прошлого года. Именно там, в Вашингтоне, как сообщали государственные РИА Новости, в кулуарах встречи МВФ и Всемирного банка, во время которой прошло традиционное общение с иностранными инвесторами, эти самые «инвесторы» на встрече с первым вице-премьером РФ, министром финансов Антоном Силуановым интересовались причинами низких планов по приватизации в РФ, на что тот ответил, что правительство согласно, что ее нужно сделать более амбициозной. "Спрашивали про приватизацию, почему у нас такие низкие планы по приватизации. Программу приватизации нужно делать более амбициозной, здесь я согласился", - сказал он. По словам Силуанова, приватизация нужна не для доходов бюджета, а для того, чтобы снижать долю государства в экономике. "Слава Богу, у нас есть сейчас возможности привлечения ресурсов, мы не испытываем никаких проблем для финансирования дефицита бюджета, поэтому приватизация рассматривается исключительно как структурная мера. Сейчас приедем в Москву, это задача, на которую нам нужно будет обратить внимание. Министерство экономического развития должно подготовить более амбициозную программу приватизации, включить туда пакеты компаний в первую очередь небольшого дивизиона, но и крупные компании должны рассматриваться. Какие именно, я бы сейчас не стал называть", - отметил первый вице-премьер. Теперь мы знаем какие, и если связать одно с другим, то станет понятно, почему инвесторов и лоббистов так заинтересовали центр радиоэлектронной борьбы и каспийские порты, да и многое другое тоже.
Интересно, а в курсе ли этих планов Медведева, Силуанова и кампании ФСБ, Совет Безопасности и Президент Путин. Или они тоже кем-то приватизированы, просто мы об этом не знаем?
РИА Катюша
Свежие комментарии