СБЕР УДАРИЛ ПО РУССКИМ НЕОДНОЗНАЧНЫМ РЕШЕНИЕМ
САБОТАЖ ГРЕФА ПРОТИВ РОССИИ РАСКРЫЛ ЖУРНАЛИСТ
Сбер ударил по русским очередным неоднозначным решением. Так, госкорпорация вышла из капитала словенского ретейлера Mercator. Замысел Германа Грефа раскрыл журналист Никита Комаров: "Сбербанк пытается выстроить экосистему исключительно внутри России, наживаясь на собственных гражданах".
Сбер вышел из капитала словенского ретейлера Mercator. Таким образом, доля российского банка была сокращена с 18,5 до 0%.
Об этом сообщили в пресс-службе ПАО. Ситуацию прокомментировал ведущий программы "Без цензуры" на телеканале Царьград Никита Комаров.
Он заметил, что данным шагом кредитная организация Германа Грефа в очередной раз продемонстрировала своё нежелание привлекать финансы в российскую экономику.
Вместо этого интересы Сбера сосредоточены исключительно на том, чтобы обогатиться за счёт жителей собственной страны, добавил ведущий "Первого русского".
"Вместо того чтобы зарабатывать на внешних рынках, привлекая деньги в отечественную экономику, Сбербанк пытается выстроить экосистему исключительно внутри России, наживаясь на собственных гражданах через огромные комиссии и навязывание услуг", - подчеркнул Комаров.
ЕГОР КУЧЕР
ГРЕФ ЧЕРЕЗ "СБЕРБАНК ОНЛАЙН" НАУЧИЛСЯ УПРАВЛЯТЬ ЛЮДЬМИ
29 марта в работе мобильного приложения Сбера "Сбербанк Онлайн" произошёл крупный сбой. Миллионы людей некоторое время не могли получить доступ к своим средствам, расплатиться за покупки и услуги, получить деньги и так далее. За внешней стороной вопроса кроется неприятная изнанка: такой сбой – это, вполне возможно, "цифровая дыра", которую могли "пробить", чтобы сделать с личными данными жителей России что угодно.
За последние два года в работе мобильных сервисов цифровой империи Германа Грефа произошло сразу несколько масштабных сбоев. Предпоследние, например, были зафиксированы 17 и 18 февраля 2021 года. Всякий раз во время этих сбоев сервисы банка "ложатся наглухо" – люди не могут войти в мобильное приложение и совершить необходимые финансовые операции со своими деньгами. Причём слово "своими" хочется подчеркнуть отдельно, потому что в такие моменты деньги каждого клиента Сбера оказываются в плену у банка.
Для понимания того, что произошло 29 марта, мало констатации факта неработоспособности приложения. Если посмотреть глубже, то нам станет понятно, что сбой напрямую связан с большими "друзьями" Германа Грефа за океаном – корпорациями IBM, Microsoft и целым рядом других. Ведь цифровая начинка у Сбера – преимущественно не отечественная.
Приложение "Сбербанк Онлайн" аккумулирует гигантские массивы данных клиентов, так как в вашем смартфоне ему можно почти всё. Когда такая система виснет, это не просто неудобство для людей, это ещё и большая опасность. Между тем Сбер уже прославился утечками данных десятков миллионов своих клиентов.
Что произошло?
По данным портала Downdetector, фиксирующего сбои в работе интернет-сервисов, проблемы у Сбера начались 29 марта примерно в 09:30 по московскому времени. Тогда 84% пользователей пожаловались, что не могут войти в систему, а 13% вообще не смогли воспользоваться какими-либо сервисами банка. В Сбере пояснили, что "произошёл сбой по техническим причинам", а клиентам рекомендовано "попробовать зайти позже".
После 10 утра работа сервисов банка стала возобновляться, а в Сбере рапортовали о победе над сбоем. Итого – сервисы Сбера почти полностью были неработоспособны более получаса. По меркам такого гиганта это очень и очень много, ведь Сбер, по словам самого Грефа, только в одну секунду обрабатывает несколько миллионов операций. Более того, Сбер выпускает и так называемые социальные карты, на которые жители России получают пенсии, пособия и другие социальные выплаты. Сбой затронул и их.
Интересно, что сервисы Сбера зависли в основном в крупных городах России – Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, а также в других больших областных центрах. То есть как раз в тех городах, где клиентов больше всего и где о них собирается больше всего информации. Из небольших городов России в тот момент попасть в "Сбербанк Онлайн" можно было без проблем, если верить карте сбоев.
Что делает "Сбербанк Онлайн"
Сбер, оказывая банковские услуги, сделал ставку именно на мобильное приложение. Оно вбирает в себя все возможные услуги, которые банк может оказать клиенту. Пользоваться им не обязательно, но так или иначе Сбер подталкивает всех к тому, чтобы его установили. Ведь с этим приложением можно как минимум следить за счётом, получать уведомления о списаниях и поступлениях. В программе есть даже "цифровой помощник", который анализирует бюджет на месяц и не забывает посоветовать открыть депозит или выгодно взять кредит. Сам Герман Греф неоднократно говорил, что доволен работой алгоритмов искусственного интеллекта (ИИ) в приложении.
Однако стоит присмотреться поближе, как становится понятно, что алгоритм этот "питается" всеми нашими с вами действиями. Для начала посмотрим на список разрешений в смартфоне для этой программы. Приложению можно практически всё – посмотрите на структуру.
Операции с аудио:
– Запись аудио
Геолокация:
– Определение примерного и точного местоположения
Камера:
– Фото- и видеосъёмка
Контакты:
– Просмотр контактов
– Поиск аккаунтов на устройстве
Память:
– Изменение/удаление данных носителей (внутренняя память, карта памяти и даже запись на USB-накопитель)
– Просмотр данных носителя
Телефон:
– Осуществление телефонных вызовов
– Получение данных о статусе телефона (включая серийные номера моделей, IMEI и данные о телефонах, с которыми установлено соединение)
Прочее:
– Неограниченный доступ в интернет, просмотр сетевых и беспроводных подключений, изменение сетевых настроек, использование сканера отпечатков пальцев, закрытие других приложений, автозапуск при включении.
То есть приложение Сбера – это большой и крайне эффективный инструмент по сбору данных клиентов. При этом "заглушить" работу программы у рядового пользователя едва ли получится. С учётом анализа ваших финансов и запросов в интернете, а также местоположения можно констатировать: Герман Греф уже знает о вас буквально всё.
Приложение может просматривать и сохранять все данные о контактах на устройстве, включая то, как часто вы звоните, отправляете письма и другими способами связываетесь с определёнными людьми,
– говорится в разрешениях для "Сбербанка Онлайн" в операционной системе Android.
Но самое опасное в том, что и как делает это приложение с нашими данными. Первоначально оно передаёт их в банк, но что происходит дальше? Цифровая корпорация Германа Грефа не только их обрабатывает, попутно вычисляя множество сопутствующих данных о вас (уровень достатка, предпочтения в покупках, потребительский потенциал и т.д.), но и передаёт партнёрам, которые имеют возможность при помощи контекстной рекламы "впарить" вам тот или иной товар. То есть фактически не их товары существуют для вас, а вы и ваши данные как товар существуете для банка и других интересантов.
Дальше начинаются риски утечек данных и связанные с ними звонки из "службы безопасности Сбербанка". Ещё в октябре 2019 года Сбербанк оказался в центре скандала. На чёрном интернет-рынке были выставлены на продажу данные о 60 млн кредитных карт клиентов. Это практически вся база Сбербанка на то время. В банке тогда заявили, что виновником утечки якобы стал один из сотрудников, который то ли в отместку за что-то, то ли из корыстных побуждений похитил эту базу.
И вот что интересно: Сбербанк не понёс за это никакой ответственности, потому что в российских законах нет статей о наказании для тех, кто допустил утечку.
Нынешняя череда сбоев в Сбере – это лишнее доказательство, во-первых, зависимости жителей России от его сервисов, ведь практически всех бюджетников и пенсионеров, повально получающих выплаты на карты "МИР" Сбера, банк, можно сказать, "подсадил" на свою "иглу". Во-вторых, сбои вновь заставляют задуматься, кому и зачем мы передаём свои данные (нередко и биометрические) и почему вообще нам не предоставляют выбора.
Все дороги ведут в США
Может быть, вы удивитесь, но Сбер в своей цифровой инфраструктуре практически не использует отечественных решений. Мы знаем о впечатляющем Сбертехе, успехи которого всегда преподносились как прорыв в банковских технологиях на отечественном рынке. Однако на деле никаких российских технологий в банке не оказалось. Даже банкоматы Сбера работают под управлением Windows, в чём можно убедиться, если однажды вам доведётся увидеть, как их обслуживают или заставка какой операционной системы висит на экране в момент поломки.
Так вот, ключевые цифровые решения Сбер закупает в США – у компаний IBM, Microsoft, VMware и ряда других. Например, Сбер ещё в 2016 году за 783 млн рублей закупил программное обеспечение компании VMware, которая специализируется за создании виртуальных систем управления большими данными.
ФОТО: СКРИНШОТ СТРАНИЦЫ САЙТА TADVISER.RU
В 2018 году Сбер пошёл дальше и, согласно отчётности самого банка, закупил такие же западные цифровые решения для своих "дочек". Например, для компании "Сбер Лизинг" – за 2,53 млн рублей. Выходит, что вся цифровая среда с вычислительными мощностями и система управления собственными серверами у Сбера американские.
ФОТО: СКРИНШОТ САЙТА UTP.SBERBANK-AST.RU
За корпоративную кибербезопасность сервисов Сбера отвечает американская компания IBM и её программа QRadar. Это цифровое решение, если совсем простыми словами, занимается тотальной слежкой за миллионами операций в инфраструктуре. По данным сервиса "Сбербанк-АСТ" (автоматизированная система торгов), ещё в 2017 году QRadar от IBM была закуплена "НПФ Сбербанка" за 44 тыс. долларов.
ФОТО: СКРИНШОТ САЙТА UTP.SBERBANK-AST.RU
Где же Сбер хранит все наши данные? В облачном сервисе Azure от Microsoft. Его используют разработчики, инженеры, техники, операторы. Azure позволяет быстро создать виртуальную машину высокой мощности и работать с большими данными. Минус только один – Azure сам выбирает подходящий по запросам сервер за границей и бронирует там мощность и память. Виртуальная машина готова, вот только данные все уже там, и они даже не были украдены, нет, они физически всегда находились за пределами России.
Сделаем выводы
Сбой сервисов Сбера – это не частный случай. Цифровая начинка банка тотально зависима от заокеанских сервисов. И если там решат куда-то перевести все имеющиеся данные, то достаточно просто нажать на кнопку. Не исключено, что периодические сбои в Сбере кому-то очень нужны именно за границей.
Конечно, "подвесить" сервисы Сбера могли и злоумышленники из России. Короткий нокдаун мог дать им возможность вывести цифровые данные на чёрный рынк и быстро заработать неплохие деньги. А вы думаете, откуда берут наши телефоны сотрудники подпольных "кол-центров", которые потом представляются сотрудниками "службы безопасности Сбербанка".
Как бы то ни было, в банке происходят сбои, от которых страдают бюджетники, пенсионеры, граждане из числа клиентов и целые организации. Происходят утечки данных о миллионах жителей России, а ведь о многих таких утечках мы можем ничего и не знать вовсе.
Герман Греф привязал Владимира Путина к «цифровой трансформации» Сбербанка через немецкое издание
Свежие комментарии