На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 482 подписчика

Свежие комментарии

  • Air
    Надо добить фашизм  в его логове: Вашингтон, лондон, париж, берлин, хельсинки, брюссель... Победа будет за нами!Европа снова гото...
  • Лидия Курзаева
    "Европа снова готовится к «крестовому походу» на Россию"    Уверена, что если и правда  на Западе надумают напасть на...Европа снова гото...

Пушкин и Лермонтов исчезли из ЕГЭ по литературе: почему логика Рособрнадзора вызывает большие вопросы

Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ) опубликовал новые КИМы для ЕГЭ-2024. И в этих материалах быстро обнаружилось кое-что, шокировавшее родителей и педагогов. А именно – произведения таких авторов, как Фонвизин, Грибоедов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и Гоголь (а также фамилии самих авторов) исчезли из заданий к ЕГЭ по литературе. У чиновников от образования быстро нашлись объяснения – дескать, все это проходят до 10 класса, все это есть в ОГЭ, поэтому кодификатор ЕГЭ просто привели в соответствие с федеральными обр.

программами. Но по этой логике теперь старшеклассникам предлагается забыть на главном экзамене, что «дважды два – четыре». А ведь есть достаточно школьников (если не большинство), которые в классе ОГЭ по литературе не сдавали, а вот ЕГЭ сдавать будут. И естественно, этот кодификатор не совпадает с требованиями отдельных вступительных испытаний в лучших вузах страны. При этом в сопоставительных заданиях отсылки к произведениям классиков сохранили, чем еще больше осложнили жизнь экзаменуемым. Похоже, что это отсыл к «минимуму содержания» учебных предметов, который нам теперь гарантирует государство по ФГОС.  

Итак, смотрим предварительный вариант КИМов по литературе от ФИПИ и видим изменения в кодификаторе (кодификатор – это свод тем, умений и навыков, которыми должен обладать выпускник). Теперь он насчитывает всего 12 основных текстов, которые могут попасться в первом блоке первой части КИМа, т.е. для заданий 1–5:

    1. А.Н. Островский. Драма «Гроза»
    2. И.А. Гончаров. Роман «Обломов»
    3. И.С. Тургенев. Роман «Отцы и дети»
    4. Н.А. Некрасов. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»
    5. Ф.М. Достоевский. Роман «Преступление и наказание»
    6. Л.Н. Толстой. Роман-эпопея «Война и мир»
    7. А.П. Чехов. Пьеса «Вишнёвый сад»
    8. М. Горький. Пьеса «На дне»
    9. А.А. Блок. Поэма «Двенадцать»
    10. В.В. Маяковский. Поэма «Облако в штанах»
    11. М.А. Шолохов. Роман-эпопея «Тихий Дон»
    12. А.И. Солженицын. Повесть «Один день Ивана Денисовича»

Самих авторов, естественно, больше (Тютчев, Фет, Есенин, Цветаева, Ахматова и иже с ними никуда не делись, как добавились Куприн, Андреев, Шукшин и еще масса писателей XX века, а также зарубежная литература), но все они теперь могут попасться только во 2-й части, т.е. в большом сочинении (задание 11), или во втором блоке (9 задание по лирике). А вот Фонвизин, Грибоедов, Жуковский, Пушкин, Лермонтов и Гоголь, как видно, из кодификатора ЕГЭ по литературе пропали.

Куда же они делись? А делись они в кодификатор ОГЭ по литературе. Так это официально объяснили в Рособрнадзоре:

«Все образовательные организации с 1 сентября 2023 года начнут работать по федеральным образовательным программам (ФОП). Кодификатор ЕГЭ по литературе также приведен в полное соответствие с ФОП среднего общего образования. Дело в том, что произведения указанных классиков первой трети XIX века ребята изучают в основной школе, в 5-9 классах, а не в 10-11 классах».

И при этом «при выполнении сопоставительных заданий, написании сочинений по литературе изученные в основной школе произведения Пушкина, Лермонтова и других авторов могут привлекаться», добавили чиновники от образования. И действительно, есть в КИМах по литературе несколько заданий, где на сравнение персонажей напрашиваются образы из Пушкина, Гоголя, Лермонтова… Но тогда сразу возникает вопрос – почему же этих авторов нет в списке литераторов, элементы содержания которых будут проверяться на ЕГЭ? То есть произведения Пушкина уже можно вспоминать, перевирая? Или потому, что он изучался до 10 класса, на ЕГЭ можно не уделять ему внимания?

Логика придумавших эти дикие ограничения чиновников рассыпается в моменте, что сдающие ЕГЭ по литературе в 11 классе, в 9 классе, соответственно, непременно должны были сдавали ОГЭ по этому же предмету, а значит, хорошо знакомы с Пушкиным и другими русскими классиками. А если даже не сдавали ОГЭ по литературе, то в школе уж точно проходили – и потому на ЕГЭ проверять знания этих произведений не нужно. Однако вот, например, разбирающий эти КИМы преподаватель литературы отмечает, что «у нее в этом году уже набралось 8 учеников, из которых только двое (!) сдавали ОГЭ по литературе».

По такой же логике, вузы на выпускных экзаменах должны спрашивать со студентов не весь материал за все годы обучения, а только за последний семестр. Ведь все остальные темы были же пройдены и отвечены на предыдущих экзаменах. То есть повторять фундамент, базу – теперь вроде как необязательно. Наверняка многие на личном опыте подтвердят, что чем больше проходит лет с момента окончания школы/вуза, тем больше забываются полученные знания, информация, к которой не возвращаешься в работе, повседневной жизни. Если не повторять и не практиковать ту же таблицу умножения, она точно также вылетает из головы. Не на это ли сделан акцент в ЕГЭ – чтобы Пушкин, Лермонтов, Гоголь… просто ушли на второй план уже в головах выпускников?

Отсюда еще один вопрос: а почему в кодификаторе есть Тютчев, Фет, Ахматова, Цветаева и т.д., хотя тоже нет указания на их конкретные стихотворения, а писателей первой половины XIX в. нет, хотя формулировки отдельных заданий явно указывают на то, что сдающий явно должен быть с ними знаком? Что мешало указать эти фамилии, но не выделять их, оставляя изучение как бы факультативным? Вопрос без ответа.

И теперь надо понимать, что кодификатор ЕГЭ будет очень сильно отличаться от требований ведущих вузов страны к поступающим в части авторов и произведений литературы. В том же МГУ в теме сочинения вполне могут фигурировать и Пушкин, и Лермонтов, и Фонвизин… Таким образом, преимущества при поступлении получат начитанные и не забывшие материалы 7-9 классов ребята. Для них конкуренция станет еще меньше.

Еще заметим, что в Комитете Госдуме по вопросам семьи не удовлетворились такими объяснениями исчезновения Пушкина и Ко из ЕГЭ и вчера направили запрос министру просвещения Кравцову с требованиями объясниться.

Мы же не можем не обратить внимание, в контексте такого сужения требований в главном, итоговом экзамене для школьника по литературе, на формулировку из обновленных ФГОС, (утверждены в 2021 г.):

«Требования к предметным результатам: определяют минимум (!) содержания основного общего образования, изучение которого гарантирует государство, построенного в логике изучения каждого учебного предмета…» 

«Катюша» уже отмечала в своем разборе, что государство впервые прописывает: теперь оно гарантирует нам только минимальный уровень знаний по всем предметам. Прошел тему по программе – и слава Богу, можно ее больше не вспоминать, даже если это классика – вот такая теперь, видимо, логика у чиновников от образования.

Остается надеяться, что в окончательном варианте списка литературы к ЕГЭ-2024 составители воздадут должное и Пушкину, и Лермонтову, и Фонвизину, и Гоголю – и их произведения появятся в перечне проверяемых материалов. Иначе вектор на воспитание «идеального потребителя» ((с) – Фурсенко) становится уж совсем неприкрытым.

РИА Катюша

Накануне Первого сентября родителям не дают вздохнуть спокойно цифросектанты и работающие с ними в связке федеральные/региональные чиновники от образования.

Накануне Первого сентября родителям не дают вздохнуть спокойно цифросектанты и работающие с ними в связке федеральные/региональные чиновники от образования. Призывы срочно регистрировать детей в ЕСИА/во ФГИС «Моя школа», так как электронный дневник и журнал отныне будет вестись только в этой системе, начинают обрастать подробностями от Минобра Подмосковья, рассылающего для родителей и учителей агитки, в которых говорится, что новое приложение ЕСИА на смартфоне ребенка будет показывать его геолокацию 24/7, станет ключом к цифровому портфолио и… внимание – личному рейтингу ребенка в классе. Параллельно начинается новая атака от директоров школ по регистрации всех детей на частной платформе «Сферум» («дочка» «ВКонтакте»). И ведь речь тоже идет о мобильном приложении с прицелом на удаленное общение с учителями и сверстниками – вот что значит «цифровое образование», куда усиленно затаскивают российских детей.

Как видим из рассылок в соцмедиа, Министерство образования Подмосковья  Московской области пламенно воплощает в жизнь идеи... нет, ну не Клауса Шваба конечно же, как можно было такое подумать... а Минцифры РФ.

То, что местные чиновники от образования нагло призывают нарушать Санитарные правила и заставляют учеников смотреть расписание занятий, оценки и учебные материалы в приложениях в своих смартфонах (сами смартфоны и бесплатный интернет, кстати, чиновники Подмосковья предоставлять родителям не собираются), которые Роспотребнадзор запретил использовать для образования – это еще полбеды.

То, что они безальтернативно требуют завести на ребенка учетку в ЕСИА, чтобы тут же начать пополнять на него единую базу данных (витрину "Образование") во ФГИС "Моя школа", с цифровым портфолио и т.д. - это тоже еще не самое дикое.

То, что приложение (а значит - и его администраторы, оператором ЕСИА/портала Госуслуг является Минцифры) будет видеть местоположение школьника 24/7 – это ужасно, конечно, но тоже только часть проекта. Хотя одного этого пунктика должно быть достаточно нашим спецслужбам, чтобы «зарубить» сей проект по критериям безопасности.

Апофеозом всего является «рейтинг ребенка в классе». Тут даже комментировать что-либо не хочется. Прямо на наших глазах реализуется модель привыкания к социальному рейтингу гражданина для нового поколения. Естественно, по мнению редакции «Катюши», социальная сегрегация и внедрение систем электронного тоталитаризма в школе недопустимы.

Следует напомнить родителям: если вы не зарегистрируетесь в ЕСИА и не затащите туда своего ребенка, не скачаете их приложение - вам за это ничего не будет. И никто не имеет права лишать вас права на образование. Ни с 1 сентября, ни позже. Без дополнительных кабальных условий по сливу всех ПД ваших/ваших детей и выстраивания для них каких-то рейтингов. Инструкцию по отказу от ФГИС «Моя школа» - см. в материале Общественного уполномоченного по защите семьи.

По поводу личного рейтинга учеников – в ряде школ/обр. учреждений он уже внедрен. Некоторые родители искренне полагают, что такая система помогает ребятам помогать отстающим, всему классу - не отрываться от своей параллели. Да и вообще – помогает поддерживать конкуренцию.

На самом деле и без рейтингов все прекрасно понимают и видят, кто в классе отличник, кто хорошист, кому светит условный "второй год". Вот например, автор данного материала был вынужден некоторое время работать на складе – кладовщиком. И там в полной мере испытал на себе все "прелести" подобных рейтинговых систем. Когда у тебя есть вроде как норматив сбора заказов по накладным, но руководство учитывает и ориентируется прежде всего на тех, кто этот норматив перевыполняет.

Скоро выясняется, что хоть и прекрасно укладываешься в установленную норму, этого уже не достаточно. Ведь вон пара работников - делают вдвое больше тебя! Потом и сам норматив "внезапно" повышается. А те, кто остались за бортом, хотя тоже совсем не били баклуши, а все выполняли - под разными предлогами "заканчивают свой испытательный срок". Эти рейтинги вообще прекрасно позволяют эксплуатировать и сегрегировать людей - на это они и нацелены.

Любая подобная рейтинговая система (в Китае она, кстати, работает почти во всех школах, там при входе ученика в класс его рейтинг тут же высвечивается на доске) - цинична и аморальна по своей сути. Она направлена на принижение человеческой личности. На сведение образа человека (всех людей в социуме) к утилитарным числовым показателям.  Это уровень единичек и нулей - служебных людей. Людемашин. С ожидаемым поощрением/наказанием - в зависимости от корреляции с заданными тебе нормами. Так что надеемся, что в России подобное никогда не станет нормой для большинства.

И еще одна новость из той же серии – «дочка» ВКонтакте - ООО "Цифровое образование" (платформа «Сферум») анонсировала новые функции «VK Мессенджера», чтобы подсадить на них как можно больше детей и педагогов.

«Учителям и школьникам предоставили интерактивную доску для совместной работы, также там появились сессионные залы и мини-приложение «Электронный дневник». Помимо этого, пользователи профиля будут создавать собственные каналы, где можно оперативно рассказывать о важных событиях из жизни класса и школы.

В сервисе также заявили, что профили педагогов будут отличаться от школьников – на их страницах появятся «академические шапочки». Такое обновление поможет пользователям быстрее находить сообщения от преподавателя. Кроме того, учителям предоставят отдельное мини-приложение для сбора и хранения домашних работ учеников, что важно для систематизации большого объема данных.

Российские учителя активно используют цифровые инструменты в работе и видят в этом все больше плюсов», - сообщил глава цифрового сервиса Рубен Акопов.

То есть мало школам якобы обязательного перевода ЭЖД в ЕСИА/во ФГИС «Моя школа». Теперь еще и электронный дневник, новые чат-каналы на «Сферум» - все для того, чтобы весь процесс «обучения» превратить в просиживание детей в гаджетах. Которые, напоминаем в сотый раз СанПиНы (о них в Минпросвете напрочь забыли), не допускаются для использования в обр. процессе.

Так что - кому дегенеративный "Сферум", сотрудничающий с "гендерными" НКО извращенцев в "работе" с нашими детьми, кому - ЕСИА от цифросектанта Максута Шадаева и Ко (замминистра цифры Максим Паршин, напомним, недавно был пойман с поличным на взятке). Приложений на всех хватит. Вот только учиться/получать знания наши дети когда уже начнут?

Еще раз напоминаем, что частная платформа «Сферум» (представляющая собой типичную оферту) является абсолютно добровольной. Как и регистрация в ЕСИА/портале Госуслуг. Очень надеемся, что цифросектанты в борьбе с отказниками не дойдут до нарушения конституционного права каждого на общее образование, до шантажа и дискриминации. Хотя надежды мало – родителям пора объединяться и четко заявлять свою волю.

РИА Катюша

наверх