Времена НЭПа — самая развратная эпоха в СССР
«Новость: на днях в Москве появились совершенно голые люди(мужчины и женщины) с повязками через плечо „Долой стыд“. Влезали в трамвай. Трамвай останавливали,публика возмущалась», — писал Булгаков в своем дневнике в 1924 году. Конец эпохи привел за собой невероятное — первую сексуальную революцию СССР.

Новая женщина

С начала 20-х годов в стране вспыхивают яростные дискуссии о месте любви,секса и брака в новом обществе. Споры ведутся не просто среди обычных граждан,но и на государственном уровне. Активной участницей подобных споров стала Александра Коллонтай — революционерка,государственный деятель и дипломат.
В 1913 году,еще до того как«все завертелось», Коллонтай опубликовала статью«Новая женщина», в которой развивала взгляды на женщину нового,передового общества. Новая женщина стремится стать полноправным членом общества и руководствуется следующими принципами:
- победа над эмоциями,выработка самодисциплины;
- отказ от ревности,уважение свободы мужчины;
- требует от мужчины не материального обеспечения,а бережного отношения к своей личности;
- новая женщина — самостоятельная личность,её интересы не сводятся к дому,семье и любви;
- подчинение разуму любовных переживаний;
- отказ от фетиша«двойной морали» в любовных отношениях. Новая женщина не скрывает своей сексуальности.
В 1923 году в журнале«Молодая гвардия» она опубликовала«Письмо к трудящейся молодежи», которое поэтично назвала«Дорогу крылатому Эросу!». В письме она открыто называет брак продуктом социального неравенства и призывает уничтожить его как институт. Мужей она называет«бывшими владельцами женщин» и подробно описывает регламент интимной жизни: «Не чаще четырех раз в неделю и не более трех часов».
Вскоре после знаменитых декретов Ленина«О мире» и «О земле», которыми ознаменовалась Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года,вышли декреты Ленина«Об отмене брака» и «Об отмене наказания за гомосексуализм»(последний — в составе декрета«О гражданском браке,о детях и о внесении в акты гражданского состояния»). Они были подписаны Лениным 19 декабря 1917 года.
В частности,оба декрета предоставляли женщине«полное материальное,а равно и сексуальное самоопределение», вносили«право женщины на свободный выбор имени,места жительства». По этим декретам«сексуальный союз»(второе название — «брачный союз») можно было как легко заключить,так и легко расторгнуть.
Институт брака изжил себя

Брак объявили пережитком прошлого. Теперь задача воспитания подрастающего поколения была не частным делом,но общественным. В одном из писем Троцкому Ленин писал: «Все запреты,касающиеся сексуальности,должны быть сняты… Нам есть чему поучиться у суфражисток: даже запрет на однополую любовь должен быть снят».
Среди молодежи набирает популярность так называемая теория стакана воды — комплекс взглядов на любовь,брак и секс. Смысл теории заключался в том,что отношения между мужчиной и женщиной должны быть устроены так же просто,как утоление жажды. Все остальное считалось условностями и потаканием буржуазным ценностям.

Впрочем,если верить воспоминаниям Клары Цеткин,Ленин к этой теории относился отрицательно,он называл её «совершенно немарксистской и сверх того противообщественной». Сама Клара Цеткин писала в своих«Воспоминаниях о Ленине»: «Конечно,жажда требует удовлетворения. Но разве нормальный человек при нормальных условиях ляжет на улице в грязь и будет пить из лужи? Или даже из стакана,края которого захватаны десятком губ?»
Центральная печать,впрочем,стремилась идти в ногу со временем. В газетах стали появляться истории вроде таких(«Правда», 7 мая 1925 года): «Студенты косо смотрят на тех комсомолок,которые отказываются вступить с ними в половые сношения. Они считают их мелкобуржуазными ретроградками,которые не могут освободиться от устаревших предрассудков. У студентов господствует представление,что не только к воздержанию,но и к материнству надо относиться как к буржуазной идеологии…»
«Чубаровщина»

Из-за подобных настроений общественности преступления на сексуальной почве стали нормой. Одним из самых резонансных дел стало дело о групповом изнасиловании в Чубаровом переулке в районе Лиговского проспекта,в Санкт-Петербурге.
Вечером 22 августа 1926 года на 20-летнюю Любовь Белякову напала толпа парней. Завязав девушке глаза грязной тряпкой,они дотащили ее,упирающуюся,до сада Сан-Галли,сняли с нее повязку и изнасиловали. Если верить газетам,насильников было 26,среди них — минимум пять комсомольцев,кандидаты в члены ВКП(б), демобилизованный матрос и секретарь комсомольской ячейки завода«Кооператор» Константин Кочергин. Молодые люди проделывали подобные вещи не в первый раз,правда,обычно их жертвами становились проститутки.
В суде насильники твердили одно и то же: «Женщина не человек,преступления не было». Поддерживал их и рупор комсомола«Комсомольская правда»: «Женщина не человек,а всего лишь самка. Каждая женщина — девка,с которой можно обходиться так,как вздумается. Ее жизнь стоит не больше,чем она получает за половое сношение»(18 декабря 1926 г.). «Самым скверным является то обстоятельство, — отмечает далее газета, — что этот ужасный случай не представляет собой в нашей жизни никакого особого преступления,ничего исключительного,он — всего лишь обычное,постоянно повторяющееся происшествие».
Любовь пошла в милицию,стражи закона организовали облаву и задержали пять человек. На суде прокурор спросил насильников: «Отчего же вы ее просто не придушили?» Обвиняемые удивились: «Зачем душить? Побаловались,что тут такого».
В декабре перед судом предстали двадцать семь обвиняемых в возрасте от 17 до 25 лет. Семерых приговорили к расстрелу,остальных — к разным срокам заключения в Соловецком лагере особого назначения,двоих оправдали.
Голые и отчаянные

В 1924 году из подполья выходит движение радикальных нудистов в СССР«Долой стыд!», члены которого открыто говорили,что олицетворением демократии и равенства является нагота. Они прогуливались по улицам в чем мать родила,а из одежды признавали только пеструю ленту через плечо с надписью«Долой стыд!».
А. Р. Трушнович(один из руководителей Народно-трудового союза) рассказывает об обществе в своей книге«Воспоминания корниловца(1914—1934)»: «В 1922 году я несколько раз присутствовал на выступлениях общества „Долой стыд“. Совершенно голый,украшенный только лентой с надписью „Долой стыд“ оратор на площади Краснодара кричал с трибуны:
— Долой мещанство! Долой поповский обман! Мы,коммунары,не нуждаемся в одежде,прикрывающей красоту тела! Мы дети солнца и воздуха!
Проходя там вечером,я увидел поваленную трибуну,„сына солнца и воздуха“ избили. В другой раз мы с женой видели,как из трамвая,ругаясь и отплевываясь,выскакивает публика. В вагон ввалилась группа голых „детей солнца и воздуха“, и возмущенные люди спасались от них бегством. Опыт не удался,выступления апостолов советской морали вызвали такое возмущение,что властям пришлось прекратить это бесстыдство».
Художница Наталья Северцова-Габричевская так вспоминала встречу с советскими нудистами: «Кто-то хохотал до слез,кто-то плевался. Старухи крестились,говоря: „Апокалипсис! Конец света!“ — и растерянно спрашивали у прохожих: „Что ж это? И нас заставят раздеться?“»
В декабре 1925 года на XIV съезде ВКП(б) Н. И. Бухарин в рамках кампании против оппозиции Г. Е. Зиновьева подверг критике моральное разложение молодёжи,назвав в числе примеров такой деградации деятельность общества«Долой стыд».
Свежие комментарии