На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 429 подписчиков

Свежие комментарии

  • Вера Федорова
    "Пекин никогда не пойдет на потери для своей экономики ради того, чтобы улучшить связи с Москвой." А что, есть какое-..."Китай вам не пом...
  • Валерий Вадимов
    а про банки ...давно советуют купить банк в китае,казахстане,грузии...что б проводить платежи"Китай вам не пом...
  • Валерий Вадимов
    это нам не светит...экономический суверенитет вот чего нам не хватает...проебали,сидя на трубе ,"Китай вам не пом...

Золотовалютная ярмарка тщеславия

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ

Золотовалютная ярмарка тщеславия

Нам не надо заниматься таким опасным спортом, как международные состязания по величине валютных резервов

 

6 февраля РИА «Новости» сообщило: Российская Федерация на конец 2022 года заняла четвертое место в рейтинге стран по величине золотовалютных резервов.

Напомню, что в состав официальных золотовалютных резервов (ЗВР) страны включаются: валюты других стран; монетарное золото (слитки и монеты); специальные права заимствования (деньги, которые создает МВФ и которые находятся на счетах Фонда); резервная позиция страны в МВФ.

Лидером по величине ЗВР 17-й год подряд остается Китайская Народная Республика (КНР) – на конец 2022 года ее резервы составляли 3,31 триллиона долларов. Второе место у Японии с накоплениями в 1,27 триллиона, третье – у Швейцарии (924 миллиарда долларов). А четвертая – Россией, которая завершила год с резервами в объеме 582 миллиарда долларов. Далее следуют (млрд долл.): Саудовская Аравия – 460; Гонконг – 424; Южная Корея – 424; Бразилия – 325; Германия – 295.

В топ-10 произошли определенные изменения (кроме того, что Россия и Индия поменялись местами). Саудовская Аравия сумела по сравнению с предыдущим годом подняться на две ступеньки, сместив Гонконг на седьмую, а Южную Корею на восьмую позиции. Сингапур, который в 2021 году занимал девятое место, вообще выпал из топ-10, заняв 11-е место. На его место встала Бразилия, а в топ-10 вошла Германия.

 В топ-30 состав участников почти не изменился.  

Сообщения в большинстве российских СМИ о рейтинге, составленном РИА «Новости», меня удивили по двум моментам.

Во-первых, без каких-либо оговорок была воспроизведена та цифра российских резервов, которая размещена на сайте Банка России. Т.е. 582 млрд долл. Но ведь известно, что в конце февраля-начале марта прошлого года были заморожены валютные резервы РФ на сумму примерно в 300 млрд долл. Также известно, что коллективный Запад активно готовится замороженные резервы конфисковать. И произойти это может уже в текущем году.

Во-вторых, те, кто публиковал составленный РИА «Новости» рейтинг, видимо, полагали, что чем выше место страны в указанном рейтинге, тем почетнее для страны. Но если предположить, что чем экономически более развита страна, тем больше у нее резервы, тогда почему в топ-10 нет Соединенных Штатов Америки? Почему пятая экономика мира – Германия – в рейтинге стран по величине резервов оказалась в конце 2022 года на 10-м месте, а до этого была на 11-м? Почему Великобритания, занимающая девятое место в рейтинге стран по реальному ВВП в рейтинге стран по величине резервов находится в конце второй десятки?

Конечно, каждой стране следует иметь резервы. Но для чего? Скажем, для импорта продовольствия в случае неурожая. Или для покупки оружия в случае надвигающейся войны. Или для закупки медикаментов в случае эпидемии.

МВФ уже давно определил рекомендуемую норму достаточности резервов. Она рассчитывается как величина трехмесячного импорта страны. Примечательно, что многие страны Запада не укладываются в этот норматив. Так, у Германии, Канады, Австралии, Финляндии в 2021 году величина резервов соответствовала лишь 2 месяцам импорта. У Бельгии и Нидерландов – 1 месяцу. Резервы США, Великобритании, Франции, Швеции, Испании, Новой Зеландии аккурат соответствовали величине трехмесячного импорта. А в топ-3 по данному показателю вошли Швейцария (32 месяца), Саудовская Аравия (32 месяца) и Российская Федерация (24 месяца). У КНР и Японии, которые являются лидерами по абсолютной величине валютных резервов, величина данного показателя была более скромной, чем у России: у первой – 17 месяцев (14-е место в рейтинге стран), у второй – 21 месяц (17-е место).

Гигантские сверхнормативные объемы резервов у России были на протяжении многих лет. До 2013 года Банк России, который управляет официальными резервами Российской Федерации, обосновывал необходимость избыточных резервов тем, что они, мол, нужны для проведения валютных интервенций. Т.е. для продажи в нужные моменты времени валюты и поддержания необходимого курса российского рубля. Однако когда летом 2013 года на Неглинку (адрес Центрального банка РФ) пришла Эльвира Набиуллина, она заявила, что отныне ЦБ будет заниматься исключительно «таргетированием инфляции». Это был открытый вызов,  нарушение Конституции РФ, статья 75 которой гласит: «Защита и обеспечение устойчивости рубля –  основная функция Центрального банка Российской Федерации».   Устойчивость рубля означает устойчивость его покупательной способности на внутреннем рынке, а также устойчивость его курса по отношению к другим валютам. Итак, ЦБ отказался от поддержания валютного курса рубля. Это привело   к валютному кризису в декабре 2014 года и двукратному обвалу курса рубля по отношению к доллару.

Однако от дальнейшего наращивания валютных резервов ЦБ не отказался, всячески уходя от вопроса, зачем он это делает. Наращивание избыточных валютных резервов означает кредитование центробанком тех стран, валюты которых он накапливает в своих резервах. Избыточные валютные резервы – чуткий индикатор несвободы, зависимости страны от хозяев денег. И рекордные показатели валютных резервов России, о которых сообщило РИА «Новости», свидетельствуют о том, что с финансовым суверенитетом у России еще очень большие проблемы.

Заморозка и ожидаемая конфискация 300 миллиардов валютных резервов должны, казалось бы, подействовать отрезвляюще. Нам не надо заниматься таким опасным спортом, как международные состязания по величине валютных резервов. Увы, пока Банк России и Минфин не желают отказываться от этих международных состязаний. Они лишь решили немного скорректировать правила: переключились с кредитования Америки и Европы на кредитование Китая. Причем кредитование откровенно убыточное, учитывая плавно снижаемый курс китайского юаня.

Единственный вариант наращивания международных резервов, который не противоречит, а способствует укреплению национальной безопасности Российской Федерации,  это закупки золота, то есть наращивание не валютных, а золотых резервов. У нас для этого есть все возможности: Российская Федерация имеет собственную золотодобычу и по ее масштабам многие годы занимает 2-3-е места в мире.

Однако Банк России ослабляет экономическую безопасность страны. С 1 апреля 2020 года он прекратил закупку в резервы золота. Кажется, приведенные факты должны развеять последние надежды тех, кто полагал, что Неглинка после 24 февраля 2022 года будет играть на стороне России.        

Взрыв «Северного потока» — это теракт хоть и бескровный, но куда более грандиозный по своим масштабам и последствиям.

МОСКВА, Институт РУССТРАТ.
Американский самолёт-разведчик P-8A Poseidon наблюдал в Балтийском море за последствиями взрыва на газопроводе «Северный поток» утром 26 сентября 2022 года, сообщает РИА Новости. Это следует из данных сервиса отслеживания полётов Flightradar24, в архиве которого сохранился трек маршрута «Посейдона».

Самолёт прилетел из Атлантики в район острова Борнхольм через час после взрыва. Затем заправился в Польше и сделал полный круг над местом совершения теракта. После чего снизился, выключил транспондер и ушёл с радаров.

Что «проверочный облёт» был спланирован заранее — очевидно. Американский самолёт-разведчик начал свой путь к Балтийскому морю задолго до того, как произошёл взрыв.

Но озадачивает другое: похоже, американцы как-то особенно и не скрывали своё участие в «деле». Почему?

Во-первых, США не считают себя связанными нормами международного права. «Порядок, основанный на правилах» — это такой порядок, когда одним субъектам можно всё, а другим нельзя ничего (даже если дело касается защиты законных интересов).

Как справедливо отметил глава МИД РФ Сергей Лавров, такой порядок подразумевает расистское деление мира на исключительных и остальных. Взрыв «Северного потока» в этом смысле — апофеоз Rules-Based Order. Организаторы этой акции дали понять, что они — исключительны, а остальные — бесправны.

При этом они самоутверждаются таким образом не просто перед каким-то «третьим миром» или «несвободными странами», а перед своими как бы «союзниками» по НАТО.

Во-вторых, внутри самих США администрация Джо Байдена демонстрирует, что именно она наиболее последовательно воплощает в жизнь лозунг «Америка превыше всего». Американский надпартийный истеблишмент давно стремился к тому, чтобы полностью «отвязаться» от любых ограничений.

На этом стремлении играл и Дональд Трамп в 2016 году, обещая действовать в американских интересах без каких-либо тормозов. И отчасти это обещание сдержал, окружив себя неоконами, убившими в 2020 году командира иранского КСИРа Касема Сулеймани на территории Ирака. Громкий международный теракт, но направленный против геополитического противника США.

Однако взрыв «Северного потока» — это теракт хоть и бескровный, но куда более грандиозный по своим масштабам и последствиям. Направленный, в том числе, и против интересов ФРГ, страны-члена НАТО. И приносящий США сотни миллиардов долларов.

Причастность Вашингтона к взрывам «СП» возмутит в США, пожалуй, лишь часть левых интеллектуалов, к числу которых принадлежит и разоблачивший их организацию Сеймур Херш. Но таких в Штатах меньшинство. А большинство оценивает действия руководства страны по принципу «выгодно это нам или нет».

В этом контексте действия руководства США, которое, в принципе, не слишком скрывает свою причастность к событиям вокруг «Северных потоков», выглядят вполне рационально с внутриполитической точки зрения. В самом деле, «СП» разрушены, США заработали более $200 миллиардов и захватили газовый рынок Европы.

Возможно, этот посыл не удастся «продать» рядовому избирателю, но от него сегодня на американских выборах и так мало что зависит. А вот для консолидации надпартийного истеблишмента именно вокруг Байдена и верхушки Демпартии как наиболее крутых и отмороженных проводников курса «Америка превыше всего» это очень хороший аргумент.

«Сторонники мира», конечно, с этим не согласятся. Но таковых в Америке всегда было меньшинство. И тем более — теперь.

ВАЛЕНТИН КАТАСОНОВ

Январский дефицит российского бюджета: финансовый провал или сезонное колебание?

Никакие финансовые маневры уже не помогут – нужны радикальные реформы, нацеленные на возрождение реального сектора экономики

 

6 февраля Минфин опубликовал данные об исполнении федерального бюджета за первый месяц нынешнего года. Обнародованные цифры стали сенсацией, мимо которой не могло пройти ни одно российское СМИ. Воспроизведу некоторые из этих цифр. По сравнению с январём 2022 года доходы сократились более чем на треть (35,1%), а расходы выросли почти на 60% (59%). В итоге между ними образовалась «дыра» размером 1,76 трлн рублей. Это примерно 60% от общей величины дефицита, заложенного в федеральном бюджете на весь 2023 год (2,93 трлн руб.)

Основной причиной недополучения бюджетом доходов стало снижение поступления нефтегазовых доходов на 43,5% по сравнению с январем 2022 года. Что, в свою очередь, объясняется снижением цен на энергоносители, поставляемые Россией на мировой рынок. Экспортная пошлина на нефть привязана непосредственно к котировкам цен на российскую марку Urals. А эта марка в январе подешевела до 49,5 долл. за баррель. Для сравнения: год назад она торговалась в 1,7 раза дороже — по 85,6 долл. Санкции коллективного Запада на сырую нефть, вступившие в силу в декабре прошлого года (запрет на поставки и введение ценового «потолка»), заставили российских экспортеров соглашаться даже на более серьезные ценовые скидки, чем ранее. Вливания «Газпрома» в бюджет упали на 42,5% по сравнению с январем 2022 года. Падение было обусловлено снижением выплат экспортных пошлин и особенно налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ).

Сильно просели поступления в бюджет и от других секторов экономики. В виде поступления налогов на прибыль и налога на добавленную стоимость (НДС). Ненефтегазовые доходы сократились на годовой основе на 28,1%

Что касается резкого взлёта бюджетных расходов в январе (до 3,12 трлн руб.), то Минфин очень скупо объяснил причины такого скачка. В ведомстве сослались на ускоренное заключение контрактов и их раннее авансирование, не уточнив, о каких именно сделках идет речь. Расходы на госзакупки превысили 40% всех январских расходов, составив 1,3 трлн рублей. По сравнению с январём 2022 года рост более чем в пять раз. Судя по всему, речь идет о дополнительных расходах, связанных с российским оборонно-промышленным комплексом (ОПК), а также выплатами военнослужащим, участвующим в специальной военной операции (СВО) на Украине. Общие январские расходы этого года стали одними из самых рекордных месячных бюджетных расходов за все годы. Явно более рекордным были лишь расходы декабря прошлого года, которые превысили 7 трлн рублей. Именно они и создали дефицит бюджета прошлого года, который составил 3,35 трлн руб. Говорят, что в рекордные расходы декабря 2022 года были в срочном порядке включены некоторые непредвиденные расходы, которые следовало бы осуществить в 2023 году, но которые не нашли своего отражения в уже утвержденном трёхлетнем бюджете 2023-2025 гг. И было принято решение: в целях более равномерного распределения расходов перенести часть их из 2023 года на декабрь 2022 года. Если бы такого манёвра не было сделано, то в январе мы могли бы получить дефицит бюджета как минимум в 3 триллиона рублей.

Впрочем, и тот дефицит федерального бюджета, который был получен по итогам января, является рекордным месячным дефицитом за всю историю Российской Федерации. Более того, январская бюджетная «дыра» вполне сопоставима по величине с годовыми дефицитами российского бюджета. Так, бюджет 2017 года был сведен с дефицитом в 1,33 трлн руб. В 2018 и 2019 гг. бюджет Российской Федерации был профицитным. А затем он опять стал дефицитным (величина дефицита, трлн руб.): 2020 г. – 4,10; 2021 г. – 2,76; 2022 г. – 3,35.

Кстати, замечу, что раньше в учебниках по экономике чёрным по белому писалось: одной из главных причин инфляции являются дефициты государственного бюджета. Совершенно верно: бюджетные «дыры» закрываются деньгами, которые не обеспечены товарной массой. Бюджетные дефициты создают дисбаланс между товарной и денежной массами в пользу последней. Сегодня об этом принято не вспоминать. Дефициты бюджета будут разгонять в России инфляцию. А Центральный банк будет ее «таргетировать» путём повышения ключевой ставки. Следовательно, путем удушения реального сектора экономики.

Чем и как Минфин собирается закрывать бюджетные «дыры», которые неизбежны по всем месяцам текущего года? Он будет действовать примерно также, как он действовал в прошлом году и в январе нынешнего года. Во-первых, прибегая к заимствованиям на внутреннем рынке, размещая свои долговые бумаги. Во-вторых, расходуя средства своей кубышки под названием «Фонд национального благосостояния».

Только что Минфин представил данные по операциям на рынке ценных бумаг за 12 месяцев 2022 г. Как и прежде, представленная информация касается сделок купли-продажи акций и облигаций. Но что примечательно: за исключением операций с государственными долговыми бумагами, т. к. Минфин перестал раскрывать такого рода сведения. Размещения новых партий облигаций проводились в январе этого года, имеются данные по отдельным размещениям, но обобщенную статистику Минфин уже не публикует. Впрочем, суммарные показатели можно подсчитать и самому. В ноябре-декабре 2022 года министерство регулярно размещало ОФЗ на сотни миллиардов рублей, а совокупный спрос в ряде случаев превышал 1 трлн руб. А вот январские размещения оказались очень вялыми. На первых в этом году аукционах, 11 января, Минфин предложил инвесторам два выпуска ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) с погашением в ноябре 2032 года и июле 2036 года. Совокупный спрос составил 129,2 млрд руб., а объем размещения — всего 40,5 млрд руб. (минимальный результат с сентября прошлого года). Минфин понял, что собирать приличные суммы на рынке он сможет лишь с помощью бумаг с плавающими ставками (ОФЗ-ПК), которые дают большую доходность. Но, которые, естественно, будут требовать все больших процентных расходов из федерального бюджета. Всего в январе объем размещения ОФЗ составил 209,5 млрд рублей. Как мы видим, этого сбора хватило на то, чтобы закрыть примерно лишь 12% январской бюджетной «дыры».

Основной «палочкой-выручалочкой» для Минфина стала «копилка» ФНБ. Уже в начале января Минфин оценил, что бюджет недополучит в первом месяце года нефтегазовые доходы в размере 54,5 млрд руб. Для компенсации этих потерь было принято решение в период с 13 января по 6 февраля в рамках действия механизма бюджетного правила, частично перезапущенного с 2023 г., продавать на рынке китайские юани на 3,2 млрд рублей в день.

На начало нынешнего года в «копилке» Минфина из валют остался лишь китайский юань и немного евро. Минфин сообщил, что в декабре зачищал ФНБ от «недружественных» валют: были проданы остатки иен и фунтов стерлингов, а запасы евро сокращены в четыре раза — до 10,5 млрд евро. Доллары США были исключены из состава ФНБ еще в 2021 году. Тогда же в резервы «копилки» было добавлено золото. В прошлом году было принято решение о новой структуре ликвидной части ФНБ: она должна на 60% состоять из китайского юаня и на 40% из драгоценного металла. К началу нынешнего года запас золота в ФНБ уже достиг величины 554,9 тонны.

По итогам января Минфин продал из своей «копилки» 2,3 млрд китайских юаней. А также впервые продал небольшой объем золота — 3,6 тонны (0,6% золотого резерва ФНБ). Вместе с золотом объем продаж из ФНБ в январе составил 38,5 млрд рублей.

В феврале масштабы продаж из ФНБ значительно увеличиваются. С 7 февраля объем ежедневных продаж вырастет почти втрое, до 8,9 млрд руб. Запланированная на месяц (до 6 марта) сумма определена в 160 млрд руб., т. е. она более чем в четыре раза превышает объём фактических продаж активов из ФНБ в январе. Чем обусловлен такой резкий взлет? Во-первых, оценкой ожидаемого недополучения нефтегазовых доходов федерального бюджета в феврале на сумму 108 млрд руб. Во-вторых, необходимостью компенсации тех недополучений, которые возникли в январе месяце из-за недооценки снижения поступлений нефтегазовых доходов в бюджет.

Здесь я ставлю точку на изложении фактов и цифр, описывающих финансовую ситуацию в январе и возможную ситуацию в феврале 2023 года. Не скрою, что публикация указанных фактов и цифр в российских СМИ вызвала сильное напряжение в обществе. Даже возникли панические настроения: Россия вступает в фазу финансового кризиса, на фоне которого, скажем, дефолт 1998 года кажется «цветочками». В социальных сетях даже появились такие расчёты: мол, если помножить январский дефицит бюджета на 12 месяцев, то за год получается более 21 триллиона рублей. И это при запланированных на год бюджетных расходах в размере 26,13 трлн рублей.

Конечно, подобного рода оценки являются «перебором», сеют ненужную панику. Рекордный дефицит российского бюджета в январе, конечно, отражает нарастающие перегрузки для отечественной экономики, порождаемые санкционной войной. Но другой его причиной является то, что можно назвать «действием сезонного фактора».

Вот лишь одно из проявлений действия такого «фактора». С апреля прошлого года был введён новый порядок возмещения НДС. Согласно новым правилам, государство возвращает организациям уплаченный ранее в ускоренном режиме (раньше возвращение могло затягиваться на целый квартал). Сейчас компания может возвратить НДС в течение нескольких дней. Не вдаваясь в детали новых правил, отмечу, что теперь основная часть возвратов приходится на начало каждого из кварталов года. В первом квартале 2023 года, согласно налоговым декларациям, возвраты должны составить почти 2 трлн рублей. И на январь, как отмечают эксперты, пришлась большая часть этих возвратов.

Выше уже я отметил, что в январе резко возросли расходы на госзакупки. Но это в конечном счете позитивное явление. Многие госзаказы делаются в начале года, но оплата по ним со стороны Минфина ранее была, мягко выражаясь, «очень частичной», нередко все ограничивалось символическими авансами. В результате исполнять госзаказ приходилось за счет собственных средств предприятия, а чаще с помощью кредитов коммерческих банков. Со всеми отсюда вытекающими последствиями для предприятия. А окончательная оплата контракта государством происходила в декабре. Сейчас правительство с учётом острой военной и экономической ситуации взяло курс на более равномерное распределение расходов по госзаказу в течение года. При новом порядке самым «ударным» для бюджета становится не декабрь, а начало года.

Также эксперты отмечают, что вклад налога на прибыль в формирование доходной части бюджета в январе был со знаком «минус». Оказывается, в прошлом году были допущены переплаты налога на прибыль, а в январе правительство возвращало прошлогодние переплаты. Есть ещё ряд нюансов, которые можно отнести к категории «сезонных» или «конъюнктурных» факторов.

Но, конечно, на них нельзя списывать все финансовые проблемы, выявившиеся в январе. Взять, к примеру, тот же налог на прибыль. Количество предприятий, закончивших прошлый год с отрицательным финансовым результатом (т. е. убытками), оказалось больше, чем в предыдущий. И тенденция к росту доли убыточных компаний в этом году может продолжиться. Следовательно, поступления налога на прибыль будут сокращаться. Согласно большинству прогнозов, очень значительно сократятся по сравнению с прошлым годом нефтегазовые поступления в бюджет. Но ненефтегазовые поступления в полной мере не покроют потери углеводородного сектора экономики.

Не вдаваясь в детали, отмечу, что, по всеобщему мнению экспертов, параметры федерального бюджета на 2023 года являются «сверхоптимистичными» или «мало реалистичными». Расходы намного превысят плановый показатель (29,06 трлн руб.), могут даже улететь за планку в 40 трлн руб. Дефицит бюджета, конечно, не улетит до 21 триллиона, но в диапазоне от 5 до 8 триллионов рублей может вполне оказаться.

Минфин и правительство с надеждой смотрят на «палочку-выручалочку» — ФНБ. На сайте Минфина сообщается, что по состоянию на 1 февраля 2023 г. объём ликвидных активов Фонда (средства на банковских счетах в Банке России) составил эквивалент 6,33 трлн рублей, или 91,02 млрд долл. (4,2% ВВП, прогнозируемого на 2023 год). Получается, что средств Фонда должно хватить для того, чтобы заткнуть бюджетную «дыру» в нынешнем году.

А что дальше?

Дальше никакие налоговые и прочие маневры в финансовом секторе экономики уже не помогут. Нужны радикальные реформы, нацеленные на возрождение реального сектора экономики. Нужна индустриализация. А она может начаться только при условии национализации стратегически значимых отраслей российской экономики.

Это подчеркивает обратную сторону агрессивных мер, направленных на ограничение нефтяных доходов России, приходит к выводу Bloomberg.

МОСКВА, 10 февраля 2023, Институт РУССТРАТ.
Запрет на доставку нефтепродуктов морем из РФ обрушил рынок танкеров во всём мире, пишет американское бизнес-издание. Стоимость перевозки бензина и других видов топлива стремительно растёт. Оплата услуг даже небольших танкеров выросла на 280% — до $41.968 в сутки.

«Вчера внезапно доставка морем практически исчезла», — шокирован аналитик по судоходству норвежской Pareto Securities AS Эйрик Хаавальдсен.

Оказалось, 600 танкеров, вошедших, по неофициальным данным, в «теневой флот» России и развозящих покупателям бензин, дизтопливо и прочие нефтепродукты в обход санкций, — это очень много. Свободными осталось мало судов, и они закономерно повысили стоимость фрахта.

Это подчеркивает обратную сторону агрессивных мер, направленных на ограничение нефтяных доходов России, приходит к выводу Bloomberg.

«Российские объёмы продолжают течь с более или менее одинаковой скоростью», — с удивлением отмечают при этом эксперты.

Что ж, всё логично. Евросоюз запретил импорт российского топлива с 5 февраля. Вот оно и потекло в другие регионы. А «вишенкой на торте» это усложнило поиск свободных танкеров повсюду в мире.

Для полноты эффекта не хватает разве что урагана в Мексиканском заливе или очередного ЧП в Суэцком канале. Но и без них неплохо.

ВЛАДИМИР МАЛЫШЕВ

Странные враги, торговля между которыми бурно растёт

Какая ещё холодная война?

 

Согласно данным, опубликованным 7 февраля Министерством торговли США, двусторонняя торговля между Соединенными Штатами и Китаем установила в 2022 году рекорд – 690 миллиардов долларов. А министр торговли США Джина Раймондо привела ещё более внушительную цифру: «Годовой товарооборот между нашими двумя странами вырос в геометрической прогрессии с 4,7 миллиона долларов в 1972 году до более чем 750 миллиардов долларов сегодня».

«Какая ещё холодная война? Торговля США с Китаем достигла нового максимума», – пишет автор статьи в Politico Дуг Палмер. И действительно, несмотря на все разговоры о враждебности США и Китая, импорт китайских товаров в США увеличился в 2022 году до 538,8 млрд долларов. В том же году США экспортировали в Китай товаров на 153,8 млрд долларов. То есть дефицит, который испытывает Америка в торговле с Китаем, достиг в 2022 году 382,9 млрд долларов. И это, кажется, при администрации Байдена не слишком смущает американцев.

«Я думаю, что отделение от Китая было бы ужасной ошибкой», – заявляет журналистам Джон Боде, президент и главный исполнительный директор Ассоциации американских переработчиков кукурузы, член коалиции «Фермеры за свободную торговлю».

Politico отмечает, что после нескольких лет постоянного роста импорта из Китая Дональд Трамп начал в 2018 году торговую войну, которая привела к введению тарифов на китайские товары на сумму более 300 миллиардов долларов. В ответ Пекин ударил по американским товарам на 100 миллиардов долларов. Большая часть пошлин, введённых сторонами, все еще в силе спустя два года после прихода администрации Байдена. Взаимозависимость Китая и США оказывается сильнее. «Решения потребителей и бизнеса до сих пор более влиятельны, чем правительственная политика», – говорит Эд Грессер, бывший помощник торгового представителя США по торговой политике и экономике.

И всё-таки напряжённость политических отношений не может совсем не отражаться на торговле. Недавний отчет Boston Consulting Group прогнозирует, что торговля между США и Китаем сократится к 2031 году на 63 миллиарда долларов (примерно на 10 процентов). Правда, пока это только прогноз.

Сейчас американские компании перемещают производство в менее геополитически рискованные для них страны, такие как Мексика, Индия, страны Юго-Восточной Азии. Многие компании разрабатывают стратегию «Китай плюс один». Здесь выигрывают третьи страны. Так, двусторонняя торговля между Соединенными Штатами и Вьетнамом увеличилась за последние 10 лет более чем в три раза, достигнув в 2022 году рекордных 127,5 млрд долларов. В торговле с Вьетнамом у США, кстати, тоже дефицит, который в прошлом году составил рекордные 116,1 миллиарда долларов.

А как будут развиваться отношения между двумя экономическими гигантами, Китаем и Америкой, после пролёта над Соединёнными Штатами китайского воздушного шара? Ведь когда министр обороны США Ллойд Остин, после того как американцы сбили шар, позвонил своему китайскому коллеге, тот не снял трубку, чего раньше не бывало.

Британская The Guardian подчёркивает: «Стремление китайского лидера Си Цзиньпина создать стабильную внешнюю среду для развития внутренней экономики дает возможность для дипломатического примирения с США и ЕС. Многие бенефициары более спокойных двусторонних отношений, в том числе крупные американские бизнес-группы, хотят, чтобы отношения приняли позитивный оборот».

При этом полемика между сторонами по Тайваню не прекращается, глава палаты представителей Конгресса США Кевин Маккарти объявил о намерении посетить Тайбэй, а китайская Global Times пишет, что, в случае если США разместят свои ракеты в Японии, со стороны Китая может последовать «стратегический ответ». А Джо Байден тем временем заявляет, что отношения США и КНР из-за аэростата никак не пострадали.

Всё-таки Соединённые Штаты Америки и Китайская Народная Республика странные враги. Или не враги?

 

Картина дня

наверх