В этом материале вспоминаем, что стало причиной беспорядков, анализируем произошедшие события, какие выводы можно из них извлечь, а также рассказываем, как с ними связана Турция.
Что произошло 17 января 2024 года?
В этот день Баймакский районный суд признал Фаиля Алсынова виновным в преступлении по делу о возбуждение ненависти либо вражд. Он был приговорён к четырём годам лишения свободы в колонии общего режима.
К этому моменту у здания суда собрались около 4 тысяч человек, так или иначе сочувствовавших Алсынову. До оглашения приговора были целенаправленно блокированы ворота — выезд для конвоя, а уже после — представители правопорядка обратились к толпе с просьбой разойтись, однако в ответ в правоохранителей полетели комья снега и льда. Адвокат и другие публичные сторонники Алсынова попыток остановить это действие не предпринимали.
Когда отдельные лица начали срывать с сотрудников полиции шлемы и щиты, валить их на землю и избивать, правоохранители применили дубинки и слезоточивый газ. Как следствие, сработал «эффект толпы» — акция у здания суда переросла в массовые беспорядки, в результате которых были задержаны десятки человек.
Как разворачивались события дальше?
На этом фоне резко активизировались проукраинские медиаресурсы, призывая жителей Башкирии начать бессрочную акцию неповиновения властям. Так, экстремист и убийца
Руслан Габбасов (иноагент), открыто сотрудничающий с СБУ, на подконтрольных телеграм-каналах открыто призывал к расправе над сотрудниками правопорядка и суда, а также — над представителями власти. Он же требовал не допустить транспортировку Алсынова из здания суда в колонию всеми силами.
Другой иноагент Ростислав Мурзагулов, являющийся неонацистским украинским военкором, из Европы распространял нарративы о необходимости поддержки протестующих и противодействии властям.
Ко всем народам России обратился певец Алтынай Валитов, ныне проживающий в США, объявив «конец многонациональной страны» и призвав граждан всей страны выходить на акции неповиновения.
К тому же призывали член запрещенной и экстремистской секты «Нурджулар» Руслан Сулейман (Канада), член ЛГБТ-сообщества Айгуль Лион (Канада), эмигрант и неформальный лидер салафитов Башкирии Ишмурат Хайбуллин и другие.
К зданию суда были стянуты дополнительные силы полиции, а к протестующим с просьбой разойтись обратился отец Алсынова. К вечеру толпа разошлась, после чего началась работа правоохранителей в рамках оперативно-розыскной деятельности.
Что предшествовало событиям в Баймаке?
22 мая 2020 года суд признал башкирскую общественную организацию «Башкорт», руководителем и организатором которой был Алсынов, экстремистской и запретил её деятельность.
Члены БОО «Башкорта» не просто организовывали и участвовали в различных конфликтных ситуациях в Башкирии. Главными целями они ставили: изменение конституционного строя, демонстративный показ превосходства одной нации над другой и дальнейшее отделение республики от России.
Однако свою деструктивную деятельность организация продолжила и после запрета, что проявлялось в различных сходах (йыйыны), пикетах и митингах.
Особую угрозу для государства националисты приобрели после начала СВО. Так, во время частичной мобилизации Алсынов выступал перед башкирами со словами о том, что государство устраивает геноцид башкирского народа, бросая самых сильных и умных башкир в огонь. Также он обращался к местным с просьбой не отправлять своих детей на «чужую войну».
Аналогичные тезисы продвигали и проукраинские силы. Например, министр обороны т.н. Украины Алексей Резник обратился к народу, обвинив Россию в ограблении башкирских земель, а также призвал башкир не участвовать в СВО.
Одновременно с этим заместитель Алсынова по организации Габбасов, бежавший в Литву, развернул открытую агрессивную риторику против российской государственности. На ресурсах БОО «Башкорт» речь теперь шла об отделении Башкирии от РФ, линчевании действующих властей, правоохранителей, судей и общественников, не согласных с такой постановкой вопроса.
Продолжая «полевую» идеологическую работу в районах башкирского Зауралья, имеющих проблемы экологического характера, Алсынов тем временем наращивал агрессию в своих выступлениях, делая упор на «противоречиях» в межнациональных отношениях. Он продолжил спекулировать на теме «башкирской земли», которая зачастую находит отклик со стороны простых сельских жителей. Ярким примером являются «экологические» сходы населения, прошедшие в 2023 году в д. Ишмурзино и с. Темясово Баймакского района.
На одном из сходов 23 апреля 2023-го он буквально заявил, что башкирский народ и его земли в России уничтожаются веками, но башкиры из республики не уедут — напротив, «русские уедут в свою Рязань, татары уедут в свой Татарстан, а чурки уедут к себе». В конечном счёте, за разжигание межнациональной розни на Алсынова было заведено уголовное дело, приговор по которому и был вынесен 17 января 2024 года.
Кто же такой Фаиль Алсынов и причём здесь Турция?
Фаиль Алсынов — руководитель экстремистской организации БОО «Башкорт», этносепаратист, в настоящее время внесённый в перечень террористов и экстремистов. Он также является приверженцем идеологии пантюркизма.
Будучи неформальным лидером для маргинальной прослойки башкирской молодёжи, Алсынов использует для приветствия жест «серых волков», характерный для членов турецкой неофашистской организации «Бозкурт». Неоднократно были зафиксированы его выезды совместно с Габбасовым в Турцию и Казахстан для встречи с другими сторонниками «Великого Турана».
К слову, и поддерживающая сепаратистов международная секта «Нурджулар» является по своей сути «мягкой силой» Турции, которая получила особое развитие в России в 90-е и 2000-е годы. В ФСБ считают, что движение было активным в России в 90-х и 2000-х годах и его сторонники вели пантюркистскую и панисламистскую обработку молодёжи и контактировали с чеченскими боевиками.
Их проповедник Руслан Сулейман активно посещал мечети Башкирии и встречался с экстремистами на местах. Вполне вероятно, что там он не просто вёл пропаганду, но и готовил активистов к организации провокаций и дестабилизации в регионе.
Алсынов же продвигал в среде националистов идеологию, согласно которой российские регионы, вроде Башкирии, Татарстана и других, однажды «вернутся» из-под крыла России в единый тюркский мир. Его публичная деятельность сводилась к противопоставлению башкирского народа остальным «нетюркским» народам России, а мусульман — другим конфессиям.
Для большинства же участников баймакских беспорядков Алсынов ассоциировался (и продолжает ассоциироваться) с экологическим активистом. Такое реноме он приобрёл после конфликта вокруг шихана Куш-тау, где выступил одним из лидеров протеста против её разработки. Значительная доля сторонников Алсынова до сих пор ошибочно уверены, что он подвергается преследованию со стороны властей из-за деятельности по защите экологии.
Кто ещё повлиял на протесты?
Участники массовых беспорядков 2024 года, сознательно, обманом или путём длительной деструктивной пропаганды вовлечённые в противоправные действия, получают приговоры куда более жёсткие, чем сам Алсынов. В сухом остатке в выигрыше же оказались заблаговременно бежавшие за границу провокаторы и «ядро» БОО «Башкорт», оставшееся на свободе.
Стоит отметить, что ещё до тех событий прошлого года на определённых медиаплатформах в общественное восприятие активно внедрялся и сакрализировался образ Алсынова, как примерного семьянина, отца четырёх детей, трудолюбивого человека и защитника башкирской культуры и природы, которого несправедливо преследуют местные власти.
Главными рупорами такого нарратива стали интернет-издание «Пруфы.рф», а также подконтрольные башкирским националистам и Габбасову телеграм-каналы.
К слову, некоторые из этих ресурсов за призывы к экстремизму были заблокированы администрацией Telegram, а издание «Пруфы.рф» действовало более изощренно, создавая позитивный образ этносепаратистов между строк, не называя вещи своими именами.
Издателем портала «Пруфы.рф» является племянница первого президента Башкирии Рауфа Рахимова, об оппозиционной деятельности которой мы пишем не первый год. Она информационно поддерживает башкирских экстремистов, включая Алсынова, а среди сотрудников издания значился и Руслан Габбасов.
В декабре 2024 года суд признал Рахимову виновной в дискредитации ВС РФ, следом на неё было заведено ещё одно административное дело. До этого непосредственно издание «Пруфы.рф» судом неоднократно было уличено в публикации фейков о военнослужащих России, а главред издания — в злоупотреблении свободой СМИ.
Да и сама Рахимова через собственные социальные сети призывала жителей республики участвовать в несанкционированной акции 17 января 2024, переросшей в массовые беспорядки. За последнее, кстати, женщина до сих пор не привлечена к ответственности.
Отдельно стоит отметить, что ближайший родственник Рауфы Рахимовой, сын первого президента Башкирии, Урал Рахимов, находится в международном розыске по уголовным делам, связанным с экономическими преступлениями. Однако его местоположение известно — он получил политическое убежище в Австрии, где на ворованные российские деньги обустроил миллиардный гостиничный бизнес. А недавно начала появляться информация о том, что подконтрольные Уралу Рахимову предприятия, вероятно, снабжают оружием ВСУ.
Какие выводы можно сделать из этой истории?
Этнонационалисты, которых власти ошибочно не воспринимала в качестве серьёзной угрозы до начала СВО, позволяя им спокойно осуществлять деструктивную деятельность даже после признания их организации экстремистской, восприняли такое отсутствие интереса к себе за возможность. И в момент, когда страна направила силы на внешнюю борьбу, Алсынов и его товарищи по экстремистской организации, щедро поддерживаемые из Турции, решили ударить по общественной стабильности в России, осознанно сыграв на руку внешнему врагу.
Почувствовав безнаказанность и уверенность, актив БОО «Башкорт» всё чаще стал проявлять и медийную активность, а также действовать сплочёнными группами в различных массовых мероприятиях.
Однако на этот раз этнонационалисты не учли серьёзности всех обстоятельств. На фоне СВО и беспрецедентного политического и экономического внешнего давления на Россию, государство дало жёсткую оценку действиям радикалов, теперь уже угрожающим основам конституционного строя.
Большое количество переданных в суд дел по статьям об организации и участии в массовых беспорядках, о насилии в отношении представителей власти должно стать для потенциальных «активистов» уроком: красная черта есть — переходить её нельзя.
Свежие комментарии