История: Иоганн Готфрид фон Гердер о славянских народах
Иоганн Готфрид фон Гердер (25.08.1744 — 18.12.1803), немецкий поэт и философ. Родился в Риге.
Гердер, будучи лютеранским священником много путешествовал по Европе, а в 1776 году он поселился в Веймаре, в качестве архиепископа княжества. В молодости Гердер был адептом таких мыслителей, как Кант, Руссо и Монтескье, а вот в зрелом возрасте он стал идейным противником просвещения и оказал большое влияние на развитие романтизма в Германии.
Гердер считал, что нация – это органическая группа, связанная между собой языком, культурой и духом. А еще Гердер был одним из основателей такого раздела науки, как история культуры.
***
Работала с материалами по истории России, Украины – готовлю статью на “sponsor.ru” в раздел “украинского нацизма” по созданию Новороссии Екатериной Великой и наткнулась на, некогда убранный в долгий ящик текст, – выдержка из труда фон Гердера о славянских племенах.
Вообще, текст примечательный и представляет интерес, хотя бы с точки зрения истории и не хотелось бы, чтобы он еще долгое время пролежал “в заначке”. В общем, делюсь.
***
Славянские народы широко распространены и занимают значительное место в истории, в том числе и потому, что они жили вдалеке от римлян.
Мы знаем, что сначала славяне селились на берегах Дона, потом на Дунае, среди племен готов, гуннов и болгар и стали их союзниками, и вместе с этими народами они нападали на Рим. Однако, чаще всего мы говорим о славянах, как о народе, который помогал и служил.
Независимо от того, чем были заняты славяне на протяжении веков, они никогда не были такими воинственными, предприимчивыми и экспансивными людьми, как немцы. Скорее всего, славянские племена двигались за немецкими и занимали их заброшенные, но безопасные территории до тех пор, пока не заселили огромную территорию от Дона до Эльбы и от Балтийского моря до Адриатики.
Поселения славян на той (европейской) стороне Карпат простирались от Люнебурга через Мекленбург, Померанию, Бранденбург, Саксонию, Лужицу, Богемию, Моравию, Польшу до России. Начиная с Валахии и Молдовы, где поселения славян тоже присутствовали, они расселялись все дальше и дальше, пока император Гераклит не отдал им территорию Далмации и до тех пор, пока они не основали свои королевства Словению, Боснию, Сербию и Далмацию.
В Паннонии их тоже было много, и они так же населяли и южно-восточные части Германии – области Каринтия, Карниола и Штирия.
Славяне заселяли земли, оставленные другими народами, как колонисты, скотоводы и фермеры. Племена славянских народов были плодовиты и несмотря на длительную миграцию они смогли освоить огромные территории, облагородить их и сделать благодатными. Так славяне занимались животноводством и земледелием, умели хранить запасы зерна и других продуктов, занимались различными ремеслами и торговлей.
Вдоль побережья Балтийского моря, славяне выстроили прибрежные города, среди которых были довольно крупные торговые центры.
Они жили в общении с пруссаками, литами и латышами, о чем свидетельствуют языки этих народов. На Днепре они возводили Киев, на реке Волхов Новгород – будущие значимые торговые центры, которые соединяли Черное и Балтийское моря и позволяли им достигать земель западной и северной Европы.
В Германии славяне занимались добычей полезных ископаемых и металлургией, добывали соль, делали мед, ткали, выращивали фрукты и вели себе радостную жизнь, наполненную музыкой. Они были щедры, даже расточительно гостеприимны, любили свободу, но были послушны и покорны, как противники любого воровства и похищения. Но именно эти качества славянских народов способствовали тому, чтобы их угнетали.
Славяне не рвались к мировой власти и не имели воинственных наследственных князей, предпочитали платить оброки, если это позволяло им мирно жить на своих землях и именно поэтому многие народы не взлюбили их, а прежде всего немецкие.
Уже во время правления Карла Великого началось завоевание славянских земель и их покорение, что имело очевидную выгоду в сфере торговли: потому что храбрым франкам, безусловно, было удобно создавать крепостных из трудолюбивого народа, занимающегося торговлей и сельским хозяйством, вместо того, чтобы самим овладеть этими навыками. То, что начали франки, продолжили саксы. Теперь народы целых провинций истреблялись или порабощались, а их земли делились между собой дворянами и епископами. Торговой деятельности славян на Балтике положили предел северные немцы.
Винета (легендарный славянский город, покоившийся на дне Балтийского моря) была разрушена датчанами, и от славянской культуры и народа осталось столько же, сколько от перуанцев после испанских кампаний.
Разве не удивительно, что после столетий порабощения и глубочайшего негодования этого народа по отношению к своим христианским хозяевам-разбойникам, их мягкий характер не превратился в ужасный и чувствами их не овладела ненависть?
Следы славян мы находим в местах, где они когда-то жили свободно. Беда этого народа в том, что из-за его любви к миру и домашнему ремеслу у них не было профессионального воинства и хоть они и были храбры и яростно сопротивлялись порабощению, они проигрывали захватчикам.
К сожалению, они жили слишком близко к немцам, а с другой стороны подверглись нападению татар и монголов, из-за чего они сильно страдали.
Колесо времени вращается неудержимо, и поскольку славянские народы населяли самую прекрасную часть Европы, где они обрабатывали землю, ремесленничали и торговали, то несомненно, европейские политики и законодатели должны будут учесть это – пусть воинский дух европейцев защищает мирный и трудолюбивый народ. И европейские политики должны способствовать тому, чтобы отношения между народами были гармоничными.
Вы, когда-то трудолюбивые и счастливые славянские народы, пробудитесь от долгого сна и освободитесь от оков рабства, живя в прекрасных местах родной земли от Адриатики до Карпатских гор. Вы будете праздновать свои старинные праздники, петь, как раньше пели ваши вольные предки.
Культура славян внесла прекрасный и полезный вклад и было бы неплохо заполнить пробелы в знаниях о ней, собрать все остатки культуры (обычаи, песни, рассказы, т. е. саги), которых становится все меньше и меньше, чтобы история этих племен была записана, как того требует память человечества.
Свежие комментарии