ЮРИЙ ПРОНЬКО
Постоянно прибедняющиеся российские ретейлеры, которые в минувшем году показали рекордную сверхприбыль, нарвались на не менее влиятельную группировку – так называемых мусорных реформаторов. Причина противостояния – новые требования к утилизации товаров. Чем бы ни закончилось разбирательство, очевидно, что за новый побор заплатил русский потребитель. Новый скандал, новая реформа…
Нас с вами постоянно пытаются пугать. Помните, как было с пенсионной реформой? Если не поднять возраст выхода на заслуженный отдых, то государству нечем будет платить нынешним пенсионерам. Теперь нас с вами пугают пустыми полками в магазинах. По крайней мере, так считают руководители Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) и Ассоциации торговых компаний интернет-торговли (АКИТ). Повод для того, чтобы нас напугать, торговые деятели нашли в законопроекте Минприроды об ответственности производителей за будущую утилизацию товаров и упаковки. Инициатива чиновников предполагает создание реестра товаров в Единой государственной системе учёта отходов от использования товаров. Более того, она запрещает продавать товары, сведения о которых не внесены в этот реестр.
Я смотрю, на сайте этого самого РЭО, Российского экологического оператора, они буквально несколько дней назад объявили призыв к тем, кто занимается утилизацией, предприятиям российским, занимающимся утилизацией, чтобы они объявились и сообщили ему о своём существовании. Потому что – а кто будет утилизировать-то? Деньги-то они соберут, потому что у нас сегодня где-то, по-моему, 2,5 процента всей упаковки своими силами производители утилизируют, – подчеркнул председатель российского Союза потребителей Пётр Шелищ в беседе с Царьградом. – Всё остальное – должны платить денежку будут. Значит, это всё ляжет на цены, сократится спрос, соответственно. Но сейчас АКОРТ и АКИТ пекутся даже не об этом. Они пекутся о том, что в этом законопроекте предусмотрено, что все производители, которые что-то в упаковке на рынок выводят, должны зарегистрироваться в некоем реестре. Мало у нас реестров, у нас уже всё, по-моему, через цифровую маркировку проходит или близко к тому, за что мы с вами где-то сто пятьдесят – двести миллиардов рублей в год будем переплачивать.
Теперь вы понимаете, кто "оплатит этот банкет"? Мы с вами! Чем бы ни закончилось противостояние, именно русский потребитель будет крайним. В 2020-м было собрано около четырёх миллиардов рублей так называемого экосбора. Однако после реализации мусорной реформы эта отметка увечится в 34 раза – до 136 миллиардов. Эти деньги будут из наших с вами кошельков. Ретейл моментально понесённые расходы заложит в стоимость товара.
В этой последней инициативе я тоже вижу желание переложить это всё как-то на производителя. И опять же, правильно вы сказали, высокая у нас маржа и в банковском секторе, и в ретейле, но у производителя-то её нет. Производитель, наоборот, нуждается в поддержке. И мы неоднократно говорили о том, что Россия должна стать производителем товаров с высокой добавленной стоимостью, производственной площадкой, переходить от сырьевой модели. И президент, и правительство об этом ставят задачу, и нужно производителя поддержать, особенно в условиях пандемии, и не вводить для них новые обременения, которые неизбежно лягут в цену продукции, – сказал директор Института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов. – То есть я надеюсь, что всё-таки не будет таких ужасов, как пустые прилавки, до этого не дойдёт, но то, что неизбежно, любые финансовые обременения, будь то налоги, сборы, они будут переложены на потребителя, это железный экономический закон. Поэтому за это придётся, к сожалению, платить потребителю, пока не придуман, не разработан взаимовыгодный механизм действительно мусорной реформы. К сожалению, здесь пока мы не видим вот этого комплексного подхода.
Рентабельность в отечественном продовольственном ретейле практически в два раза превысила среднероссийский показатель. Доходы от реализации в целом по отрасли за минувший год выросли относительно 2019-го на 41%, а прибыль от продаж увеличилась почти в полтора раза. Ряд торговых сетей, большинство из которых имеет офшорную или иную иностранную юрисдикцию, из категории убыточных перешли в прибыльные. В РЭУ имени Плеханова открыто используют в отношении торгового бизнеса понятие "сверхмаржинальность". Возможно, что потеря этой сверхприбыли и есть главная причина того, чтобы напугать граждан пустыми прилавками.
Расскажу об одном из моих разговоров с человеком из уважаемых мною компаний. Она работает на мировом рынке. Я их спрашивала, а почему вы сейчас не проявляете разумность и не начинаете внедрять этот механизм ответственности здесь, в России. Не собираете свою упаковку, не перерабатываете, – рассказала глава Комиссии Общественной палаты по экологии и охране окружающей среды Альбина Дударева. – Она сложносочинённая, в ней несколько материалов соединены, это и фольга, это и пластик, это и бумага. Но разделить это невозможно. Собрать – это сложнейшая задача. Как собрать? Они мне тогда сказали: а зачем, нас никто к этому не понуждает. Вот закон к этому понудит сейчас. И не маленькой ставкой, а более широким, более серьёзным нормативом. То есть сто процентов упаковки должно быть переработано. Но панику поднимают сегодня провокаторы, я бы сказала. На самом деле, вот я пишу диссертацию, и я могу точно заявить, на цифрах, что товар поднимется настолько незначительно, что человек даже не почувствует этого.
На мой взгляд, чем бы ни закончились скандальные разборки между ретейлом и мусорными реформаторами, нас вновь обложат очередным побором. Счастье всенародное за счёт этого самого народа – формула, которую давно "слуги народа" используют на практике. Не знаю, как вас, а меня эта "забота" уже достала.
КОНСТАНТИН ДВИНСКИЙ
Глава Счётной палаты Алексей Кудрин сделал сенсационное признание. Оказывается, либералы изымали средства из реального сектора экономики, на словах заявляя о необходимости формирования резервов, в то время как их истинная цель заключалась… в намеренном ослаблении рубля. Подобная политика Кудрина, Силуанова, Набиуллиной привела к замедлению роста ВВП вследствие хронического дефицита инвестиций.
На днях глава Счётной палаты Алексей Кудрин дал ностальгическое интервью, большая часть которого была посвящена причинам распада СССР, судьбе героя материала в 90-х годах, а также его "достижениям" на посту министра финансов. Внимание Царьграда привлекло сенсационное по своему цинизму заявление нынешнего главы СП насчёт целей формирования триллионных "кубышек":
Поэтому если вы меня спросите, ради чего создавался резервный фонд, то это не кубышка на чёрный день, как многие думают до сих пор. Сейчас он такую роль играет, но это вторая роль. Первая роль – предотвратить укрепление национальной валюты настолько быстро, чтобы внутреннее производство не успело стать менее выгодным, чем завоз импорта.
Начиная с 2004 года системные либералы постоянно твердили о том, что нам необходимо копить огромные резервы, ведь экономический кризис неминуем и нам нужно встретить его во всеоружии.
Странная логика
Действительно, мировые кризисы имеют свою цикличность. Раз в 10-15 лет человечество неизбежно сталкивается с резким сокращением ВВП вследствие перегрева экономики. Формирование резервов является достаточно распространённой и популярной практикой, к которой прибегает большинство успешных государств.
Однако в русских реалиях подобное приобрело уж слишком гиперболизированный характер. Наши золотовалютные резервы, частью которых являются суверенные фонды, всё росли и росли, давно превзойдя все необходимые для преодоления кризиса значения.
Так, к кризису 2008 года Россия подошла с объёмом ЗВР в 478 млрд долларов. На поддержку экономики было пущено 10,8% от этого значения, или же 52 млрд долларов. Перед кризисом 2015-2016 гг. объем ЗВР был равен 509 млрд долларов. Израсходован 141 млрд долларов, что эквивалентно 27,7%.
Как видим, скопленных средств было более чем достаточно для преодоления последствий не одного, а нескольких кризисов подряд, что по законам экономики невозможно.
Эту, мягко говоря, странную практику Кудрина продолжил и его преемник на посту министра финансов, системный либерал Антон Силуанов. При нем Фонд национального благосостояния разросся до 189,4 млрд долларов, чего не было даже при Кудрине (тогда максимальный объём стабилизационного фонда составлял 156,8 млрд долларов).
В интересах глобализма
Собственно говоря, то, что прозападные чиновники намеренно ослабляют рубль, было понятно давно. Однако столь циничного признания от архитектора либеральной экономики ожидать было сложно.
Тогда возникает справедливый вопрос: на чьи интересы работают Кудрин, Силуанов, Набиуллина, Шувалов и прочие?
В 1990-х годах Россия была втянута в глобалистскую систему мироустройства, согласно которой нашей стране отводилась роль поставщика дешёвых природных ресурсов для "развитых" государств. Всё необходимое мы должны были закупать за вырученные нефтедоллары. Однако ровно столько, сколько нам отводилось, и не более того. Вкладывать средства в развитие собственной экономики нам позволено не было.
Именно поэтому "лишние" деньги изымались из реального сектора, отправлялись на счета резервных фондов, после чего вкладывались в облигации иностранных государств. Преимущественно – в американские. То есть мы за свои же собственные деньги финансировали развитие западных стран.
Все апелляции Кудрина к тому, что сильный рубль невыгоден отечественным производителям, – намеренная подмена понятий. Для поддержки нашей промышленности есть огромное количество всех известных протекционистских мер. Это система таможенных пошлин, квот, субсидий и так далее. Ограничить присутствие иностранных компаний на нашем рынке можно легко. Для этого нет никакой необходимости искусственно ослаблять национальную валюту.
Признание Кудрина является ещё одним доказательством того, что "наши" системные либералы "заточены" на Запад. А точнее, на глобалистские элиты, которые отводят России место сырьевого придатка для "золотого миллиарда".
ВЛАДИМИР ХОМЯКОВ
Не успели СМИ полностью переварить массовую драку между таджикскими и киргизскими мигрантами у станции метро "Кузьминки", как подоспела ещё одна новость из той же серии. В подмосковной Апрелевке более 20 мигрантов-среднеазиатов устроили драку, используя сначала палки и бутылки, а там и до стрельбы дошло. Похоже, массовые побоища делящих города России мигрантов становятся нашей новой "нормой жизни". И прямым следствием проводившейся все последние годы бездумной миграционной политики.
Конечно, и в советское время групповые драки случались, однако от мигрантских разборок они отличались кардинально. Причины драки всегда были "бытовые", "подручные средства" (а уж тем более огнестрельное оружие) не использовались вплоть до "бандитских" 1990-х, а состав дерущихся групп почти всегда был интернациональным, потому что дрались "компания на компанию" или "двор на двор", но никак не "национальность на национальность". Мигранты же дерутся строго этническими группами, без соблюдения каких-либо норм и почти всегда – за коммерческий интерес своих национальных диаспор. Проще говоря, они делят "кормовую базу", к которой, кстати, причисляют и всех нас. И это лишь одно из зол, что принесла нам неконтролируемая инокультурная миграция, "родителями" которой стали коммерческая выгода бизнеса, построенного на мигрантском труде (и вопреки интересам России), и пресловутый мультикультурализм, будь он неладен.
Многим уже очевидно, что необходимо кардинальное ужесточение законодательства в отношении мигрантов. Если драка с применением "подручных средств" – это в чистом виде ч. 2 статьи 213 УК РФ, максимальное наказание по которой – до 7 лет, то, значит, именно 7 лет (и ни годом меньше!) должен получить каждый из отловленных участников потасовки. Если за дракой стоит разборка диаспор, то это уже ч. 1 статьи 212 УК РФ – "организация массовых беспорядков, сопровождавшихся насилием" – наказание от 8 до 15 лет. И именно столько должны получить заказчики из руководства диаспоры. Миндальничанье с бандитствующими националами дальше означает фактическое предательство России и её граждан. На налоги которых, кстати сказать, и существуют правоохранительная и судебная системы.
Свежие комментарии