Геноци́д (от греч. γένος — род, племя и лат. caedo — убиваю) — форма коллективного насилия[1], действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую, религиозную или иную исторически сложившуюся культурно-этническую[2] группу как таковую путём:
-
-
- убийства членов этой группы;
- причинение серьёзных телесных повреждений или умственного расстройства членам такой группы;
- мер, рассчитанных на предотвращение деторождения в такой группе;
- насильственной передачи детей из одной человеческой группы в другую;
- предумышленного создания жизненных условий, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение этой группы[3].
-
С 1948 года геноцид признаётся в ООН международным преступлением.
Геноцид отнесён к числу наиболее распространённых международных преступлений и может проявиться как в мирное время, так во время конфликтов[4].
В истории человечества можно найти немало случаев геноцида, начиная с древнейших времён и вплоть до наших дней. Особенно это характерно для истребительных войн и опустошительных нашествий, походов завоевателей, внутренних этнических и религиозных столкновений, для образования колониальных империй европейских держав. По оценкам Political Instability Task Force, в период с 1956 по 2016 год было совершено 43 геноцида, в результате которых погибло около 50 миллионов человек[5]. По оценкам УВК ООН по делам беженцев, до 50 миллионов человек стали перемещенными лицами до 2008 года[5].
История термина
До 1944 года для описания преднамеренных систематических убийств использовались различные термины, в том числе «резня», "истребление"[6] и «преступления против человечности». В 1941 году Уинстон Черчилль, описывая вторжение Германии в Советский Союз, говорил о «преступлении без имени»[7].
Гибридное слово «геноцид» является сочетание греческого слова γένος («раса, люди») и латинского суффикса -caedo («акт убийства»)[8]. Термин «геноцид» был впервые введён в обиход польским юристом еврейского происхождения Рафаэлем Лемкиным[9][10]. В 1933 году Р. Лемкин на международной конференции по унификации международного права в Мадриде предложил разработать международную конвенцию против геноцида, а также выделил следующие признаки геноцида[11]:
-
-
- Разрушение культурных ценностей и исторического наследия посредством передачи детей одной этнической группы в другую, принудительного и систематического изъятий цивилизационнокультурных элементов, запрет на использование родного языка, систематического уничтожения книг на родном языке этой группы, разрушения объектов исторического и культурного наследия (памятников, религиозных учреждений, музеев и т. д.).
- Акты жестоких агрессий в отношении отдельных физических и социальных лиц; насильственное вторжение в частную жизнь представителей конкретных групп; целенаправленное уничтожение исторической, культурной и экономической основ этих групп.
-
Слово геноцид использовалось в обвинительных актах на судебных процессах в Нюрнберге, проводившихся с 1945 года, но исключительно в качестве описательного термина, но ещё не в качестве официального юридического термина[12]. Так называемые польские судебные процессы по геноциду Артура Грейзера и Амона Леопольда Гота в 1946 году были первыми судебными процессами, в которых в приговоры был включен термин геноцид[13]. Международный правовой статус этот термин получил после Второй мировой войны в декабре 1948 года («Конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказании за него») как понятие, определяющее тягчайшее преступление против человечества.
Для предотвращения юридических и логических коллизий применение термина некоторыми юристами считается оправданным только по отношению к событиям после 1948 года. «Юрисконсульты утверждают, что Конвенция не содержит положений, которые допускали бы его ретроактивное применение. Напротив, говорят они, Конвенция однозначно исходит из того, что цель её — возложить обязательства только на государства-участники и только на будущее»[14]. С другой стороны, «Статья 28 Венской конвенции о праве договоров, на которую они ссылаются в подтверждение тезиса, что „международное право вообще запрещает ретроактивное применение договоров“, вовсе не исключает обратное действие договоров, а только обуславливает это наличием желания сторон договора. Венская конвенция о праве договоров вступила в силу 27 января 1980 года, то есть уже после вступления в силу Конвенции о геноциде. Поэтому, если следовать логике юрисконсультов, она не применима к более ранней Конвенции о геноциде»[14].
Первая редакция «Конвенции…» также включала в определение и политические убийства, но СССР и некоторые другие страны не согласились считать действия, направленные против групп, идентифицированных по политическим или социальным признакам, геноцидом. Поэтому по политическим и дипломатическим соображениям эти группы были исключены из «Конвенции…».[15][16]
<…> Я всё больше и больше отождествлял себя со страданиями жертв, число которых росло по мере того, как продолжал изучать историю. Я понял, что память не только призвана регистрировать события прошлого, но и стимулировать совесть человека. Вскоре последовали современные примеры геноцида, такие как резня армян в 1915 г. Мне стало ясно, что многообразие наций, религиозных групп и рас имеет важное значение для цивилизации, ибо каждая из этих групп призвана выполнить миссию и внести вклад в плане культуры. <…> Я решил стать юристом и добиться запрещения геноцида и его предотвращения посредством объединения усилий стран.
— Рафаэль Лемкин[17]
Признание и ответственность
Геноцид признан международным преступлением. В частности, в Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за геноцид как за преступление против мира и безопасности человечества (ст. 357 Уголовного кодекса).
Тем не менее, признание факта геноцида на международном уровне само по себе зачастую является проблематичным. Во многих случаях власть, которой инкриминируется акт геноцида, не желает признавать его; обратное происходит лишь в редких случаях, и то весьма часто акт геноцида признаётся уже преемниками власти, его совершившей[2]. Нередки случаи, когда геноцид признаётся лишь отдельными третьими государствами
.
Этноци́д (от греч. ἔθνος — народ и лат. caedo — убиваю) — политика уничтожения национальной идентичности, самосознания народа.
Этноцид может проводиться как через политику ассимиляции, так и в процессе становления новых наций через уничтожение или изменение самосознания старых (или их части).
Народы, ставшие жертвами этноцида, обычно теряют историческую память или значительную её часть (см. манкурты), в ряде случаев также своё самоназвание, язык, культуру, вероисповедание, и ассимилируются либо занимают подчинённое, угнетённое положение в отношении тех, кто подверг их этноциду[источник не указан 1708 дней].
Иногда этноцидом называют физическое уничтожение именно по этническому признаку, чтобы подчеркнуть этот аспект (например, в связи с истреблением нескольких десятков тысяч индейцев в штате Мату-Гросу, Бразилия, на 39-й Всеамериканский конгресс по индейцам, 9 июля 1970 года в Лиме).
Геноцид коренных народов[1] — массовое уничтожение общин коренных народов[2] в результате колониальной экспансии или при образовании государства доминирующей группой.[3]
Хотя концепция геноцида была сформулирована Рафаэлем Лемкиным в середине XX века, расширение различных европейских колониальных держав, таких как Испанская и Британская империи, и последующее создание колоний на территории коренных народов часто было сопряжено с актами геноцида в отношении групп коренных народов: индейцев Северной и Южной Америк, аборигенов Австралии, аборигенов Африки[en] и коренных народов[en] Азии.[4] По словам Лемкина, колонизация сама по себе была «геноцидной». Он рассматривал этот геноцид как двухэтапный процесс, первым из которых было разрушение образа жизни коренного населения, а вторым — навязывание пришлыми своего образа жизни коренной группе.[5][6] По словам Дэвида Мэйбери-Льюиса[en], имперские и колониальные формы геноцида осуществляются двумя основными способами: либо путем преднамеренной очистки территорий от их первоначальных жителей, чтобы сделать их пригодными для использования в целях добычи ресурсов или основания колониальных поселений, либо путем привлечения коренных народов как подневольных работников в колониальных или империалистических проектах добычи ресурсов.[3] Обозначение конкретных событий в качестве геноцида часто оценивается как спорное и является предметом дискуссий.[7]
Некоторые ученые, в том числе Лемкин, утверждают, что культурный геноцид, иногда называемый этноцидом, также должен быть признан как форма геноцида. Люди могут продолжать существовать, но не иметь возможности увековечить свою групповую идентичность в связи с запретами на культурные и религиозные обряды, являющимися основой этой идентичности. В качестве примеров этноцида приводят обращение с тибетцами правительством Китая и коренными американцами со стороны федерального правительства Соединенных Штатов.[8][9][10][11]
Понятие геноцида
Понятие геноцида было определено в 1944 году Рафаэлем Лемкиным. После Второй мировой войны он был принят Организацией Объединённых Наций в 1948 году. Для Лемкина геноцид был широко определён и включал все попытки уничтожить определённую этническую группу, будь они чисто физическими (путем массовых убийств) или культурными и психологическими (путем угнетения и уничтожения образа жизни коренных народов).[12]
Определение ООН, которое используется в международном праве, является более узким, чем определение Лемкина, и гласит, что геноцид это: «любое из следующих действий, совершенных с целью уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую, расовую или религиозную группу, как таковую:[13]
-
-
- убийство членов группы;
- причинение серьёзного телесного или психического вреда членам группы;
- умышленное создание условий жизни, рассчитанных на полное или частичное физическое уничтожение группы;
- принятие мер, направленных на предотвращение рождений в группе;
- насильственное перемещение детей из группы в другую группу».
-
Определение того, какие исторические события представляют собой геноцид, не является вопросом с чётким ответом и может быть предметом научных дискуссий. Практически в каждом случае, когда распространялись обвинения в геноциде, приверженцы различных сторон яростно оспаривали детали и интерпретацию этих событий, часто до такой степени, что рисовали совершенно разные версии фактов. Помимо определения ООН, историки часто опираются на более широкие определения, такие как определение Лемкина, которое рассматривает колониальное насилие над коренными народами как геноцид по своей сути. Например, в случае колонизации Северной и Южной Америки, когда коренные народы Северной и Южной Америки сократились на 90 % в первые века европейской колонизации, можно спорить о том, происходит ли геноцид, так как основной причиной этого снижения считается болезнь, распространение которой было в основном непреднамеренным.[14] Некоторые исследователи геноцида отделяют сокращение населения из-за болезни от геноцидной агрессии одной группы по отношению к другой. [15] Некоторые ученые утверждают, что для того чтобы охарактеризовать действия как геноцид, намерение не является необходимым, поскольку геноцид может быть совокупным результатом мелких конфликтов, в которых поселенцы, или колониальные или государственные агенты, совершают насилие в отношении групп меньшинств[3]. Другие утверждают, что тяжелые последствия европейских болезней для многих групп населения Нового Света[en] усугубляются различными формами геноцидного насилия, и что преднамеренные и непреднамеренные смерти не могут быть легко разделены. [16][17] Некоторые ученые рассматривают колонизацию Северной и Южной Америки как геноцид, поскольку они утверждают, что в основном она была достигнута путем систематической эксплуатации и уничтожения определённых этнических групп, даже когда большинство смертей было вызвано болезнями, а не прямым насилием со стороны колонизаторов[18]. С этой точки зрения, концепция «явного предначертания» в экспансии на запад от восточной части Соединенных Штатов может рассматриваться как способствующая геноциду. Из книги «Глобальные паразиты»[19]: «Все ещё [обычная практика [потомков колонизаторов]] винит только болезнь за уничтожение коренного населения, тем самым оправдывая себя [и родословную] любой моральной вины. Однако такие смерти пуритане трактовали как ʿочищение нашей собственностиʾ Господом»
Свежие комментарии