На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

ВМЕСТЕ - легче ВСЁ

1 401 подписчик

Свежие комментарии

  • Валерий Викторович Баженов
    Может лучше в городки?Минпросвещения РФ...
  • Владимир Уфимцев
    Вот ведь как российские города "сдают" на прокорм всем этим чурекам и черно@опым из средней азии и кавказа! Что же вы...Путин взял Беглов...
  • Николай
    Гольф для будущих боссов, а шалашовок из чирлидинга для их потребления!!!Минпросвещения РФ...

Беседа Фёдора Бурлацкого и Элвина Тоффлера в 1987 году

Подлинная революция - это демассофикация

беседа Фёдора Бурлацкого и Элвина Тоффлера в 1987 году

футур-главная

Ломается не идеологическая структура, а - производства. За этим последует индивидуализация информации и самого человека. Обучаться человек будет до конца жизни. Реакцией старых элит на демассофикацию может стать "корпоративизм" в духе фашистских идей 1920-х. Об этом и многом другом размышляли в своей беседе в 1987 году советский политолог Фёдор Бурлацкий и американский футуролог Элвин Тоффлер.

Фёдор Бурлацкий с начала 1960-х входил в группу советников (т.н. системных либералов) при Юрии Андропове - когда тот сначала был главой Международного отдела ЦК КПСС, а затем - главой КГБ. О своей работе Бурлацкий писал так: "Андропов поручил мне создать и возглавить группу консультантов-советников, которые занимались бы проблемами преобразования в странах социализма, прежде всего внутри СССР, а также принципами отношений между двумя супердержавами - Советским Союзом и США".

Элвин Тоффлер — американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Человек, "придумавший" принципы информационного общества.

Встреча Бурлацкого и Тоффлера произошла в 1987 году, и она побудила советского политолога через год написать книгу "Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах", издательство политической литературы, 1989).

мышл

Фёдор Бурлацкий точно прогнозирует главные тренды XXI века - альтернативную энергетику, биотехнологии, роботизацию, информационное общество и т.д. Но мировые политические процессы он, как и большинство политологов того времени, рассматривает линейно. Социалистический мир, как пишет Бурлацкий, сохранится, а третьей супердержавой (наряду с СССР и США) станет Япония. Возможностей роста Китая в середине 1980-х он даже не рассматривает.

"В отношении Японии американцы и западные европейцы испытывают острое чувство, где зависть крепко перемешана с отчаянием. "Центр мира перемещается в Азию" "Япония - это страна XXI века", "Бесчестная игра азиатов душит американскую промышленность" - такими заголовками и сентенциями пестрят статьи и книги в странах Запада. Чего же так испугались представители белой расы? Утраты векового господства над азиатами? Не только этого. Они испугались тайны, которая стоит за технологическими успехами Японии. Как и прежде, японцы работают продуктивнее, чем американцы, - неведомо почему, и это вызывает особое раздражение и особое беспокойство. И есть от чего волноваться", - опасается Бурлацкий.

Советский политолог-спецслужбист хоть и верно прогнозирует о наступлении информационного общества, но видит в ней не благо, а опасность:

"Опасное явление - растущая "колонизация" западными средствами массовой информации развивающихся стран. Один из известных африканских деятелей, Кристофер Насименту, так характеризовал это явление: "Это возрождает колониализм, причем гораздо более эффективно. Первый мир осуществляет контроль, третий мир лишён такого контроля. Представление о мире создают западные средства информации". Так оборачивается информационная революция для развивающихся стран. А на очереди ещё глобальное телевидение, которое Запад всеми силами пытается использовать для культурного проникновения в другие страны.

Отсюда можно видеть, почему так остро и актуально звучат идущие от развивающихся стран предложения о новом экономическом порядке, о демократизации информационного порядка, о преодолении неоколониализма, идущего рука об руку с технологической помощью".

(Симптоматично, что спустя 30 лет примерно так же, как Бурлацкий, продолжают мыслить его коллеги по российским спецслужбам).

бурлацкий

(Глава КГБ Юрий Андропов и его советник Фёдор Бурлацкий)

Беседа Фёдора Бурлацкого и Элвина Тоффелера (советский собеседник называет его Олвин) посвящена Третьей технологической революции и последствиям, которые она несёт человечеству. Часть ответов Тоффлера мы представили в форме монолога.

"Изменения, которые происходят сегодня, и те, которые нас ждут впереди, будут неуклонно усиливаться. В ближайшие 10-15 лет будут происходить не мелкие, а революционные изменения. Изменяется структура общества. Изменяется форма производства. Вся структура культуры и социальных институтов претерпит радикальные сдвиги. Это будут неслыханные преобразования, и все они произойдут в этом столетии и в начале будущего.

Нам достаточно подождать 30, а не 300 лет и не 10 тысяч лет. Теперь о характере самих изменений. Уяснить себе, насколько революционным является дух этих изменений, мы можем лишь путем сравнения новых институтов, возникающих теперь, с институтами индустриального общества, умирающими на наших глазах. Мы с женой путешествуем по всему миру и повсюду видим, что ломается сама система. Какая же система ломается? Не капиталистическая система. И не коммунистическая система. Ломается мировая индустриальная система. Образ жизни. Цивилизация, которая была создана промышленной революцией.

Я видел в Магнитогорске, Москве, Манчестере, Миннесоте, Миннеаполисе определенный параллелизм: повсюду люди встают в одно и то же время, завтракают в одно и то же время, идут на работу в одно и то же время, работают определенное количество часов в одно и то же время, приходят домой в одно и то же время, смотрят телевизор в одно и то же время, ложатся спать в одно и то же время, с разницей, быть может, в час или около того. И эта синхронизированная массовая система ритмично пульсирует. Это массовый ритм. Что это означает? Это означает, что в каждом индустриальном обществе существует сильнейшее социальное, политическое и культурное давление - к единообразию, к тому, чтобы все люди становились одинаковыми. Чтобы мы одевались так же, как наши соседи, чтобы мы верили в то же, во что верят соседи, смотрели те же телепрограммы, что и соседи, голосовали за то же, что и наши соседи, и т. д.

Такова была динамика индустриализации. То, что происходит сейчас, есть подлинно диалектическая революция. Подлинная революция - это не продолжение процесса массофикации. Это начало нового процесса - демассофикации.

тоффлер

(Элвин Тоффлер)


Но происходит демассофикация средств информации. Появляются узкоспециализированные небольшие публикации, журналы, личные компьютеры. Мы идём к индивидуализации. Сейчас я наблюдаю в системе связи нечто такое, что соответствует тому, что происходит в системе индустриального производства.

***

Теперь мы переходим к "третьей волне". Основной собственностью в период "третьей волны" является информация. Характеристикой этой собственности является то, что вы можете пользоваться ею. И я могу пользоваться ею. Ещё точнее - все мы можем пользоваться этой собственностью совместно. Это совершенно особая форма собственности.

В нашем обществе, при желании, я могу купить акции. Чем же я обладаю? Я обладаю не машинами. Для меня важны идеи в голове создателя этих машин. Я владею символами. Капитализм и социализм долгое время ведут между собой горячий спор. И те и другие должны теперь пересмотреть свои концепции.

***

В конце книги "Футурошок" я постарался выяснить разницу между централизованным сверху донизу бюрократическим планированием в промышленном стиле и более открытым, демократическим, децентрализованным стилем, который я назвал "предвосхищающей демократией". Сегодня американская пресса заполнена высказываниями финансистов, экономистов, радикальных теоретиков и функционеров многонациональных компаний, провозглашающих "благодетельное" сотрудничество бизнеса и правительства. Иногда более широко мыслящие, опытные менеджеры говорят, что профсоюзы также должны быть приглашены к процессу планирования. И хотя это может представлять некоторый прогресс по сравнению с глупостями, что преобладают сегодня, всё это пугает меня. На деле это старый "корпоративизм", с которым носились фашисты в 1920-е годы.

***

"Базисные" отрасли, какими мы их видим, никогда уже больше не будут базисными. Необходимо способствовать росту новых базисных отраслей - биотехнологии, программированию, информатике, электронике. И второе - это постоянное обучение. Обучение само по себе может быть крупным работодателем, так же как и гигантским потребителем оборудования, компьютеров и другой продукции, которая также обеспечивает работу по образованию людей.

футур

Нам необходимо кардинально изменить систему массового образования. Современные школы выпускают слишком много рабочих "фабричного стиля" для работ, которые уже не будут существовать. Надо разнообразить, децентрализовать, индивидуализировать образование. Меньше местных школ. Больше образования дома. Большая вовлечённость родителей. Больше творчества. Меньше зубрежки, именно рутинная работа исчезнет быстрее всего.

***

Только если мы соединим более традиционные действия удачным образом в одно совместное усилие, мы сможем начать преодолевать кризис безработицы. Люди работали всегда. Но это не была служба, за которую платят.

Наши предки никогда не были безработными. При всяком социальном строе мы должны будем создавать новые определения понятия "работа". Новые способы обеспечения пищей и жильем, не связывая это с формальной работой или занятиями. Так должно быть во всем мире.

***

Основные проблемы - не технологические. Основные проблемы - не боеголовки и не ракеты. Основные проблемы - политические. И в связи с этим я считаю, что мы страдаем от устаревшей геополитической системы в Европе.

Эта система появилась в результате Второй мировой войны. Европа разделена на две части, находящиеся под разным влиянием. Такое устройство могло возникнуть лишь непосредственно в момент окончания войны. Но прошло больше 40 лет, и дальше такое положение не может существовать.

Должна наступить реконструкция Европы. Это чрезвычайно трудно, потому что создалась шахматная ситуация - пат. Второе - я не верю в опасность войны, которая может исходить от СССР или от США. Когда я думаю о том, что будет через пять-шесть лет, то прихожу к выводу, что только утописты могут считать, что к тому времени не станет ядерного оружия. И 10 лет, и 15 лет спустя будет существовать ядерное оружие. Может быть, и 50 лет. Но опасность будет исходить, повторяю, не от СССР и не от США. Опасность придет либо от объединившейся Германии, либо от какой-то другой страны, о которой мы даже не помышляем.

***

Фёдор Бурлацкий после разговора с Элвином Тоффлером даёт и собственный пессимистический сценарий развития общества:

футур-4

"Думается, что XXI век уже в своём начале усилит элитаризм буржуазного общества. Технологический прогресс при сохранении нынешней структуры западных обществ ещё более укрепит и сделает ещё более непреодолимыми барьеры, разделяющие различные социальные группы. Наряду с элитой богатства и власти всё более будет укреплять своё положение и влияние технологическая элита, которая образует замкнутую касту по примеру индийских браминов. В то же время компьютерная автоматизация и биотехнология будут расширять в объёме две социальные группы людей исполнительского труда, подчинённых машинам. Эти группы будут страдать больше от недостатка престижа, чем ранее от бедности.

Первая группа - работники, обслуживающие машины, с достаточно низким образованием и общественным статусом. По-видимому, она будет насчитывать не менее 20% среди работающих в обществе. Вторая группа - обслуживатели обслуживателей: сторожа, официанты и др. Эта группа, наверное, тоже в начале XXI века будет занимать не менее 15%. И наконец, группа париев, навсегда лишённых работы. Эта группа будет включать в себя не менее 15%, если не будут предприняты энергичные меры в области социального планирования.

Иными словами, элитарность в буржуазном обществе усилится и приобретёт ещё более драматические черты. И тогда особенно остро встанет подлинно социальный вопрос - о необходимости радикального изменения всей общественной структуры".

Картина дня

наверх