Подлинная революция - это демассофикация
беседа Фёдора Бурлацкого и Элвина Тоффлера в 1987 году
Ломается не идеологическая структура, а - производства. За этим последует индивидуализация информации и самого человека. Обучаться человек будет до конца жизни. Реакцией старых элит на демассофикацию может стать "корпоративизм" в духе фашистских идей 1920-х. Об этом и многом другом размышляли в своей беседе в 1987 году советский политолог Фёдор Бурлацкий и американский футуролог Элвин Тоффлер.
Фёдор Бурлацкий с начала 1960-х входил в группу советников (т.н. системных либералов) при Юрии Андропове - когда тот сначала был главой Международного отдела ЦК КПСС, а затем - главой КГБ. О своей работе Бурлацкий писал так: "Андропов поручил мне создать и возглавить группу консультантов-советников, которые занимались бы проблемами преобразования в странах социализма, прежде всего внутри СССР, а также принципами отношений между двумя супердержавами - Советским Союзом и США".
Элвин Тоффлер — американский философ, социолог и футуролог, один из авторов концепции постиндустриального общества. Человек, "придумавший" принципы информационного общества.
Встреча Бурлацкого и Тоффлера произошла в 1987 году, и она побудила советского политолога через год написать книгу "Новое мышление: Диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах", издательство политической литературы, 1989).
Фёдор Бурлацкий точно прогнозирует главные тренды XXI века - альтернативную энергетику, биотехнологии, роботизацию, информационное общество и т.д. Но мировые политические процессы он, как и большинство политологов того времени, рассматривает линейно. Социалистический мир, как пишет Бурлацкий, сохранится, а третьей супердержавой (наряду с СССР и США) станет Япония. Возможностей роста Китая в середине 1980-х он даже не рассматривает.
"В отношении Японии американцы и западные европейцы испытывают острое чувство, где зависть крепко перемешана с отчаянием. "Центр мира перемещается в Азию" "Япония - это страна XXI века", "Бесчестная игра азиатов душит американскую промышленность" - такими заголовками и сентенциями пестрят статьи и книги в странах Запада. Чего же так испугались представители белой расы? Утраты векового господства над азиатами? Не только этого. Они испугались тайны, которая стоит за технологическими успехами Японии. Как и прежде, японцы работают продуктивнее, чем американцы, - неведомо почему, и это вызывает особое раздражение и особое беспокойство. И есть от чего волноваться", - опасается Бурлацкий.
Советский политолог-спецслужбист хоть и верно прогнозирует о наступлении информационного общества, но видит в ней не благо, а опасность:
"Опасное явление - растущая "колонизация" западными средствами массовой информации развивающихся стран. Один из известных африканских деятелей, Кристофер Насименту, так характеризовал это явление: "Это возрождает колониализм, причем гораздо более эффективно. Первый мир осуществляет контроль, третий мир лишён такого контроля. Представление о мире создают западные средства информации". Так оборачивается информационная революция для развивающихся стран. А на очереди ещё глобальное телевидение, которое Запад всеми силами пытается использовать для культурного проникновения в другие страны.
Отсюда можно видеть, почему так остро и актуально звучат идущие от развивающихся стран предложения о новом экономическом порядке, о демократизации информационного порядка, о преодолении неоколониализма, идущего рука об руку с технологической помощью".
(Симптоматично, что спустя 30 лет примерно так же, как Бурлацкий, продолжают мыслить его коллеги по российским спецслужбам).
(Глава КГБ Юрий Андропов и его советник Фёдор Бурлацкий)
Беседа Фёдора Бурлацкого и Элвина Тоффелера (советский собеседник называет его Олвин) посвящена Третьей технологической революции и последствиям, которые она несёт человечеству. Часть ответов Тоффлера мы представили в форме монолога.
"Изменения, которые происходят сегодня, и те, которые нас ждут впереди, будут неуклонно усиливаться. В ближайшие 10-15 лет будут происходить не мелкие, а революционные изменения. Изменяется структура общества. Изменяется форма производства. Вся структура культуры и социальных институтов претерпит радикальные сдвиги. Это будут неслыханные преобразования, и все они произойдут в этом столетии и в начале будущего.
Нам достаточно подождать 30, а не 300 лет и не 10 тысяч лет. Теперь о характере самих изменений. Уяснить себе, насколько революционным является дух этих изменений, мы можем лишь путем сравнения новых институтов, возникающих теперь, с институтами индустриального общества, умирающими на наших глазах. Мы с женой путешествуем по всему миру и повсюду видим, что ломается сама система. Какая же система ломается? Не капиталистическая система. И не коммунистическая система. Ломается мировая индустриальная система. Образ жизни. Цивилизация, которая была создана промышленной революцией.
Я видел в Магнитогорске, Москве, Манчестере, Миннесоте, Миннеаполисе определенный параллелизм: повсюду люди встают в одно и то же время, завтракают в одно и то же время, идут на работу в одно и то же время, работают определенное количество часов в одно и то же время, приходят домой в одно и то же время, смотрят телевизор в одно и то же время, ложатся спать в одно и то же время, с разницей, быть может, в час или около того. И эта синхронизированная массовая система ритмично пульсирует. Это массовый ритм. Что это означает? Это означает, что в каждом индустриальном обществе существует сильнейшее социальное, политическое и культурное давление - к единообразию, к тому, чтобы все люди становились одинаковыми. Чтобы мы одевались так же, как наши соседи, чтобы мы верили в то же, во что верят соседи, смотрели те же телепрограммы, что и соседи, голосовали за то же, что и наши соседи, и т. д.
Такова была динамика индустриализации. То, что происходит сейчас, есть подлинно диалектическая революция. Подлинная революция - это не продолжение процесса массофикации. Это начало нового процесса - демассофикации.
(Элвин Тоффлер)
Свежие комментарии